В эти пасхальные дни, прочитывая события последней недели перед смертью и воскресением Христа Господа нашего, хотелось бы поделиться некоторыми мыслями.
Несомненно, эти события главные в жизни и учении Церкви Христовой. Любой верующий христианин без колебания скажет, что Пасха — главный праздник у нас. Но воскресения не может быть без смерти, смерти Сына Божьего не могло быть без страданий, страданий не было бы без послушания. Хотя важнее, что смерти не могло быть без рождения.
Что хотелось бы отметить о смерти Христовой. Размышлял о том, каким образом смерть Христова дала победу. Искал разные мысли и у древних, и в Писании.
Давайте поразмышляем, начиная с отрывка Ап. Павла (Евр 2:14): «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола».
Если сказать коротко: смертью, посредством восприятия плоти и крови, лишить силы дьявола. Возникает вопрос: каким образом смерть плоти Христовой могла лишить силы дьявола? Ответ дает Ап. Павел: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили» (Рим.5:12).
«Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим.5:19-22).
«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор.15:22).
Мои мысли. Адам непослушанием принес всем смерть. Христос, второй Адам, родившись от Девы, пришел от человечества ради потомков первого Адама, чтобы вывести их из темницы и пут дьявола. Для этого принял Иисус плоть и кровь, способную умереть. Этим Христос еще и причастился к нашей природе, чтобы в Себе Самом исцелить ее. Родившись от жены, Иисус стал под Закон, исполнил его, устояв и перед искушением дьявола. Был верен до смерти, и смерти крестной. А имела ли право смерть на Него? Имел ли закон смерти право принять Безгрешного и Святого Божия? Нет! Таким образом, взяв на себя тело доступное для смерти, Христос привлек ее и по Своей воле вошел в нее. Но, не имея на то право, смерть и дьявол теряют в этой смерти Второго Адама, Иисуса Христа, древнее право на тела и души всех людей.
Хотел, было, еще что-то писать, но когда прочел отрывок из Афанасия Александрийский, то понял, что смысла самому что-то писать нет. Учитель церкви все сказал, и лучше сказать мне будет врядли возможно.
Цитирую его. В тексте сказаны все мысли, которые я хотел отразить в этом коротком размышлении: «Таким образом, приняв тело, подобное нашему, которое склонно к тлению смерти, Он отдал Свое тело на смерть за всех и предложил его Отцу. Это Он сделал из-за явной любви к нам так, что в Его смерти все могли умереть, и закон смерти таким образом отменился бы потому, что исполнился в Его теле, которое для этого и было назначено и отдало свою силу для людей. Так Он поступил, чтобы обратить людей к нетлению, которые обратились к тлению, и оживить их через смерть посвящением Своего тела и благодатью Его воскресения. Таким образом Он удалил смерть от них, как исчезает солома в огне».
(9) Слово понимало, что от тления нельзя было избавиться иначе, чем через смерть; все же Он Сам как Слово, бессмертный и Сын Отца, был таковым, Кто не мог умереть. По этой причине Он принял тело, способное к смерти, чтобы оно, через принадлежность Слову, Кто над всем, могло бы стать в смерти достаточным замещением для всех и, само оставаясь нетленным через Его пребывание в нем, могло бы после этого положить конец тлению также для всех других благодатью воскресения. Это было достигнуто через предание смерти тела, которое Он принял, как приношение и жертву без пятна и порока, и тем самым Он отменил смерть Его человеческих братьев предложением замещения. Ибо естественно, что из-за того, что Слово Божие было прежде всего, то когда Он предложил Его собственный храм и телесный инструмент как замещение для жизни всех, то Он выполнил в смерти все, что требовалось. Естественно, что через этот союз бессмертного Сына Божьего с нашей человеческой природой, все люди были облечены нетлением в обещании воскресения. В таком союзе с пребыванием Слова в человеческом теле, тление, которое сопутствует смерти, потеряло власть над всеми. Вы знаете, что когда некоторый великий царь входит в большой город и останавливается в одном из домов, то из-за его пребывания в этом отдельном доме, целый город удостоен честью, и враги и грабители прекращают досаждать его. Также и в этом случае с Царем всех; Он вошел в нашу страну и обитает в нашем теле, у многих людей, и в последствии это помешает проектам врага против человечества и тление смерти, которая прежде держала их во власти, но которая просто прекратит когда-то быть. Ибо человеческая раса погибла бы, если Господь всего не имел Спасителя, Сына Божьего, пришедшего средь нас, чтобы положить конец смерти.
(10) Эта большое дело действительно достойно благости Бога. Царь, основавший город, несмотря на небрежение им собственными жителями от атак грабителей, мстит за него и спасает его от разрушения, принимая во внимание только собственную честь, а не народное небрежение. Насколько же больше тогда Слово всеблагого Отца не пренебрегает человечеством, которое Он призвал к бытию. Но, скорее, предложением Его собственного тела Он отменил смерть, которую они несли и исправил их пренебрежение Его собственным учением. Таким образом Его собственной силой Он восстановил целостную природу человека».