Триединство Бога

by Vladimir Khubiryants on Декабрь 21, 2012 · 35 comments

В связи с вопросами, которые поступали недавно о Троице, решил выложить материал, относящийся к этому вопросу.

Троица

· Что такое Троица?
· Ответы на заблуждения
· Что говорили о Троице ранние христиане

Во что христиане верят относительно Троицы?

Говоря самыми простыми словами, христиане верят, что есть только один Бог, и этот Бог существует в трех Личностях (Лицах). Эти три Личности — Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос), Бог Святой Дух.

Первые христиане использовали для объяснения Троицы эту диаграмму. Отец, Сын и Святой Дух — один и тот же Бог, но это не три имени одной и той же Личности. Личности отличны друг от друга: Отец — не Сын, Сын — не Святой Дух, а Святой Дух — не Отец.

Троица и Библия

Бог — одно абсолютно совершенное божественное Существо в трех Личностях. Его существо — это то, что Он есть относительно сотворенной Им Вселенной. Мы называем Отца, Сына и Святого Духа Личностями, поскольку между Ними существуют личностные взаимоотношения.
Как известно из истории, Феофил, шестой епископ Антиохии Сирийской, первым употребил слово «Троица» в своей работе «Против Автолика» (168 г. н. э.)

Когда христиане говорят о своей вере в одного Бога в трех Лицах (Троицу), они не имеют в виду одного Бога в трех Богах, или трех Личностей в одной Личности, или одной Личности в трех Богах.

Они верят в одного Бога в трех Личностях.

Отец — Бог, первое Лицо Троицы;
Сын — Бог, второе Лицо Троицы;
Святой Дух — Бог, третье Лицо Троицы.

Почему христиане верят в Троицу?

Библия ясно говорит, что есть только один Бог, но все три Личности именуются Богом.

Есть только один Бог:
· Слушай, Израиль: Господь Бог наш, Господь един есть (Втор. 6:4).
· Прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет (Ис. 43:10)

Отец — Бог:
· Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (2 Фесс. 1:2).

Сын — Бог:
· …Слово было Бог (Ин. 1:1-5,14). Иисус именуется Словом.
· Я и Отец одно (Ин. 10:30-33).
· Фома, ученик Иисуса, обратился к Нему: «Господь мой и Бог мой» (Ин. 20:28).

Иисус не упрекнул Фому в ошибке. Наоборот, Иисус принял это обращение. Другие люди в Писании, например Павел и Варнава (Деян. 14), запрещали людям поклоняться им как богам.

· А о Сыне: «престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты…» (Евр. 1:8).
· Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Фил. 2:9-11).

Павел, автор Послания к филиппийцам, говорит об Иисусе то, что Исаия 45:23 говорит о Господе (Иегове), после чего Павел делает вывод, что Иисус — Господь, тот самый Господь Бог Ветхого Завета.

О Божественности Иисуса также говорится в следующих стихах: Ис. 7:14; 9:6; Ин. 1:1, 18; 8:58-59; 10:30; Деян. 20:28; Рим. 9:5 и 10:9-13; Кол. 1:15-16; 2:9; Тит. 2:13; Евр. 1:3, 8; 2 Пет. 1:1; 1 Ин. 5:20.

Святой Дух — Бог:
· Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? …ты солгал не человекам, а Богу (Деян. 5:3-4).
· Господь есть Дух… (2 Кор. 3:17).

Более 60-ти раз Писание одновременно упоминает Отца, Сына и Святого Духа

· Мф. 3:16-17: «И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с неба глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
· Мф. 28:19: «…итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…»
· 2 Кор. 13:13: «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами».
· Еф. 4:4-6: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас».
· Тит. 3:4-6: «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего…»

См. также 1 Пет. 1:2; 1 Ин. 3:23-24; Иуды 20-21; Рим. 14:17-18; 15:13-17; 15:30; 1 Кор. 6:11, 17-19; 12:4-6; 2 Кор. 1:21-22; 3:4-6; Гал. 2:21-3:2; Еф. 2:18; 3:11-17; 5:18-20; Фил. 2:1; Кол. 1:6-8; 1 Фесс. 1:1-5; 4:2,8; 5:18-19; 2 Фесс. 3:5 и Евр. 9:14.
Ошибочные представления о Троице

Заблуждение № 1: «Слова «Троица» нет в Библии; это учение было выдумано христианами в IV веке.»

Истина: действительно, слова «Троица» в Библии нет, тем не менее вера в Троицу имеет под собой библейское основание. Слова «Библия» тоже в Библии нет.

Слово «Троица» использовалось для объяснения вечных взаимоотношений между Отцом, Сыном и Святым Духом. Троица отражена во многих библейских отрывках (см. ниже). Ложные представления процветали в первые века христианства, немало их и сейчас. Первым христианам постоянно приходилось отстаивать свои убеждения. Ниже перечислены мыслители и литературные творения ранней Церкви, которые отстаивали учение о Троице задолго до 300 г. н. э.
Примерные даты: 96 Климент, третий епископ римский
90-100 Учение двенадцати апостолов, «Дидахе»
90? Игнатий, епископ антиохийский
155 Иустин Мученик, великий христианский писатель
168 Феофил, шестой епископ антиохийский
177 Афинагор, богослов
180 Ириней, епископ лионский
197 Тертуллиан, раннехристианский апологет
264 Григорий Чудотворец

Заблуждение № 2: «Христиане верят, что есть три Бога.»

Истина: христиане верят, что есть только один Бог.

Некоторые, возможно, считают христиан политеистами (теми, кто верит в многочисленных богов), потому что они называют Отца Богом, Сына Богом и Святого Духа Богом. Но христиане верят только в одного Бога. Библия говорит, что есть только один Бог. Но она также употребляет слово «Бог» применительно к трем отличным друг от друга Личностям. На протяжении столетий люди пытались придумать Троице простое объяснение. Каждая иллюстрация имеет свои ограничения, но некоторые из них могут быть полезными. Например, говорили, что:

Бог — это не 1 + 1 + 1 = 3
Бог — это 1 x 1 x 1 = 1

Троица — чрезвычайно важное и глубокое учение, которое нужно принять верой. Библия говорит, что некоторые вещи мы не способны понять. Без Троицы рушится и и христианское учение о спасении. Некоторые религиозные группы, настаивающие на своей вере в Бога Библии, но отрицающие Троицу, основывают свое учение о спасении на добрых делах.
Св. Патрик (432 г. н. э.) использовал клевер в качестве иллюстрации Троицы.

Традиционно считается, что Св. Патрик в качестве иллюстрации Троицы использовал трилистник клевера. Он спрашивал: «Здесь один листочек или три? Если один, то почему у него три лепестка одинакового размера? А если три, то почему только один стебелек? Если ты не можешь объяснить такую простую загадку, как клевер, то как можешь ты надеяться понять такую глубокую тайну, как Святая Троица?»

Заблуждение № 3: «Иисус не Бог.»

Истина: Иисус — Бог, второе Лицо Троицы.

1. Слова Самого Иисуса · Он прощал грехи. Мы можем простить грех, совершённый против нас, но не можем простить грех, совершённый против других. Иисус прощал все грехи. (Мк 2:7; Лк. 5:21) · Он принимал поклонение, как Бог, и утверждал, что Его следует почитать так же, как Отца. (Мф. 14:33; 28:17-18; Ин. 5:22-23; 9:38) · Он называл Себя божественным Сыном Божиим — этот титул иудеи с полным основанием воспринимали как претензию на равенство с Богом. (Ин. 5:17-18; 10:30-33; 19:7)

2. Уникальные черты Бога Черты Иисуса
Творение — «дело Его рук» (Быт. 1:1; Пс. 101:26; Ис. 44:24). Творение — «дело Его рук». Всё сотворено Им и для Него (Ин. 1:3; Кол. 1:16; Евр. 1:2, 10).
«Первый и последний» (Ис. 44:6). «Первый и последний» (Отк. 1:17; 22:13).
«Господь господствующих» (Пс. 135:3). «Господь господствующих» (1 Тим. 6:15; Отк. 17:14; 19:16).
Неизменный и вечный (Пс. 89:3; 101:27-28; Малахии 3:6). Неизменный и вечный (Ин. 8:58; Кол. 1:17; Евр. 1:11-12; 13:8).
Судья всех народов (Быт. 18:25; Пс. 93:2; 95:13; 97:9). Судья всех народов (Ин. 5:22; Деян. 17:31; 2 Кор. 5:10; 2 Тим. 4:1).
Единственный Спаситель; никакой другой бог не может спасать (Ис. 43:11; 45:21-22; Ос. 13:4). Спаситель мира; без Него нет спасения (Ин. 4:42; Деян. 4:12; 1 Ин. 4:14; Титу 2:13).
Избавляет от грехов Свой избранный народ (Исх. 19:5; Пс. 129:7-8; Иез. 37:23). Избавляет от грехов Свой избранный народ (Титу 2:14).
Слышит и молитвы призывающих Его и отвечает на них (Пс. 85:5-8; Ис. 55:6-7; Иер. 33:3; Иоиля 2:32). Слышит и молитвы призывающих Его (Ин. 14:14; Рим. 10:12-13; 1 Кор. 1:2; 2 Кор. 12:8-9).
Никто не может забрать нас из Его руки (Ис. 43:13). Никто не может забрать нас из Его руки (Ин. 10:28-30).
Ему поклонялись ангелы (Пс. 96:7; см. Евр. 1:6). Ему поклонялись ангелы (Евр. 1:6).

Заблуждение № 4: «Божество Иисуса меньше Божества Отца.»

Истина: Иисус равен Богу Отцу. Отвергающие эту истину могут опираться на следующие аргументы и стихи. (Эти ереси восходят ко временам Ария, 319 г. н. э.)

Стихи, ошибочно используемые в поддержку учения о том, что Христос был сотворён:

1. Колоссянам 1:15: если Христос «рождён прежде всякой твари», то был ли Он сотворён?

Ответ: выражение «рождённый прежде» (букв., «первородный») не может означать, что Христос был сотворён, поскольку Павел говорит, что всё творение было создано Им и для Него, а также что Он существовал прежде всего творения, и что всё Им стоит (Кол. 1:16-17). Традиционно «первородный» был главным наследником. В контексте первой главы Послания колоссянам Павел говорит, что Христос, будучи Сыном Божьим, является главным наследником всего творения (стт. 12-14).

2. Иоанна 3:16: означает ли выражение «единородный Сын», что Иисус имел начало?

Ответ: «единородный» (моногенес) не означает, что Иисус имел начало; это означает, что Иисус — «уникальный» Сын Бога. В Ветхом Завете на греческом языке Исаак назван «уникальным» сыном Авраама, хотя у него были и другие дети (Быт. 22:2). Иисус — уникальный Сын Бога, потому что только Он есть совершенный Бог и вечный Сын Отца (Ин. 1:1-3, 14-18).

3. Притчи 8:22: означает ли этот стих, что Христос («Премудрость») был «сотворён»?

Ответ: Премудрость — не буквальное описание Христа, но персонифицированная мудрость Бога. Например, Христос не обитал на небесах с кем-то по имени Разум (ст. 12) и не строил Себе дом с семью столбами (9:1). Слово кана было бы правильнее перевести как «приобрести» (см. Пр. 4:5, 7; 16:16; 17:16; 19:8), а не «сотворить». Этот стих в поэтической форме рассказывает, что при сотворении мира Бог использовал премудрость (см. Пр. 3:19-20).

Стихи, ошибочно используемые в поддержку учения о том, что Христос по Своей природе менее Отца:

1. Иоанна 14:28: если «Отец более» Иисуса, как Иисус может быть Богом?

Ответ: Во время Своей человеческой жизни на земле Иисус добровольно разделил нашу природную ограниченность, чтобы спасти нас. После воскресения из мёртвых Иисус вновь возвратился в славу, которую разделял с Отцом (Иоанна 17:5). Вновь обретя славу, Иисус смог послать Святого Духа и дать Своим ученикам силу творить ещё большие дела, нежели Он творил, пока жил во плоти на земле (Ин. 14:12, 26-28).

2. 1 Коринфянам 15:28: Если Иисус Бог, то почему Он подчиняется Отцу?

Ответ: на какое-то время Иисус смиренно и добровольно покорился воле Отца (Фил. 2:5-11), но, будучи предвечным и вечным Сыном, Он равен Богу Отцу.

3. Марка 13:32: Если Иисус Бог, как Он мог не знать времени Своего возвращения?

Ответ: Иисус добровольно уничижил Себя Самого, чтобы испытать ограничения человеческой жизни. Как это ни парадоксально, Иисус при этом оставался всеведущим Богом (Ин. 16:30). Именно таких парадоксов и слудет ожидать, если, как говорит Библия, Бог решил прожить полноценную человеческую жизнь (Ин. 1:1, 14).

Заблуждение № 5: «Отец, Сын и Дух — всего лишь разные титулы Иисуса, или три различных способа, которыми Бог являл Себя людям».
Слово «Троица» использовалось дл яобъяснения вечных взаимоотношений между Отцом, Сыном и Святым Духом.

Истина: Библия ясно показывает, что Отец, Сын и Святой Дух — разные личности.

Некоторые полагают, что учение о Троице противоречит истине о том, что есть только один Бог. Они утверждают, что один Иисус является единственным истинным Богом, а следовательно, Иисус — это «имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матфея 28:19), а не только имя Сына. Несомненно, есть только один Бог, однако мы должны позволить Библии объяснить, что это значит. А Библия ясно говорит, что Отец, Сын и Дух Святой — разные личности:

· Отец посылает Сына (1 Ин. 4:14; Гал. 4:4)
· Отец посылает Духа (Ин. 14:26; Гал. 4:6)
· Сын говорит не от Самого Себя, а от имени Отца (Ин. 8:28; 12:49)
· Дух говорит не от Себя, а от имени Иисуса (Ин. 16:13-15)
· Отец любит Сына, и Сын любит Отца (Ин. 3:35; 5:20; 14:31)
· Отец и Сын — два свидетеля (Ин. 5:31-32; 8:16-18)
· Отец и Сын прославляют друг друга (Ин. 17:1, 4-5), а Дух прославляет Иисуса-Сына (Ин. 16:14)
· Сын ходатайствует за нас перед Отцом (1 Ин. 2:1; греч. — параклетос); Иисус-Сын послал Святого Духа, другого Ходатая (в рус. переводе Утешителя, Ин. 14:16; 26)
· Иисус Христос — не Отец, но Сын Отчий (2 Ин. 3)

В Матфея 28:19 Иисус не называет Себя Отцом, Сыном и Святым Духом. Он говорит, что христианское крещение свидетельствует о вере человека в Отца, Сына, Которого Отец послал, чтобы умереть за наши грехи, и Святого Духа, Которого Отец и Сын послали, чтобы обитать в наших сердцах.

Заблуждение № 6: «Иисус в действительности не был совершенным Богом и совершенным человеком».

Многие люди издавна отвергали идею о том, что Иисус одновременно является совершенным Богом и совершенным человеком. Они пытались разрешить этот парадокс, называя Иисуса простым человеком, через которого говорил Бог, или Богом, Который лишь принял вид человека, или предлагали какие-то еще «простые» теории. Действительно, мы не можем до конца постичь своим умом, как в Иисусе Бог стал человеком. Но воплощение — истина о том, что Бог стал плотью, — является высшим подтверждением того, что для Бога нет ничего невозможного (Быт. 18:14; Лк. 1:37). И Библия ясно излагает эту истину.
Ириней, епископ лионский (177 г. н. э.), писал: «А Церковь… приняла от апостолов и их учеников, свою веру в единого Бога и Отца Всемогущего, создавшего небо и землю, и море, и всё, что в них, и в единого Христа Иисуса, Сына Божьего, Который стал плотью для нашего спасения, и в Святого Духа, Который через пророков возвестил домостроительство Божие…»

Библия ясно показывает, что Иисус был совершенным человеком:

В детстве Он развивался физически, интеллектуально, социально и духовно (Лк. 2: 40, 52).

Он уставал; Он спал; Он потел; Он испытывал голод и жажду; Он пролил кровь и умер; Его тело было похоронено (Мф. 4:2; 8:24; Лк. 22:44; Ин. 4:6-7; 19:28-42).

После воскресения из мёртвых Он ел и пил с людьми, показал им Свои раны и дал им прикоснуться к Своему телу (Лк. 24:39-43; Ин. 20:27-29; Деян. 10:41).

Библия также ясно показывает, что Иисус был и остается Богом в человеческом облике:

Иисус делал на земле то, что может делать только Бог: Он повелевал силам природы (Мф. 8:23-27; 14:22-33), прощал грехи (Мк. 2:1-12), заявлял о том, что Он выше закона о Субботе (Ин. 5:17-18), и давал жизнь тем, кому Ему было угодно (Ин. 5:19-23).

Павел сказал, что Бог приобрёл Церковь Своею кровью (Деян. 20:28).

Павел также сказал, что правители века сего по незнанию распяли Господа славы (1 Кор. 2:8).

Вся полнота Божиего естества пребывает в воскресшем теле Иисуса (Кол. 2:9).
Ответ первых христиан на эти заблуждения

Раннехристианские богословы первых двух столетий нашей эры написали много книг в защиту христианства от опасностей:

· гонений со стороны Римской империи. Вплоть до начала IV века христианство было вне закона, и христиане часто подвергались зверским гонениям.
· ересей, извращающих основные учения христианства, особенно о божественности Иисуса Христа и природе Бога.

Апостольский Символ Веры был одним из самых ранних утверждений веры, написанных христианскими лидерами для разъяснения основополагающих учений христианства. Он подчёркивает истинную человечность Иисуса, которую отрицали еретики того времени.

Верую в Бога Отца всемогущего, Творца неба и земли.

И в Иисуса Христа, Господа нашего, зачатого от Духа Святого, рожденного девой Марией, пострадавшего при Понтии Пилате, распятого, умершего и погребенного, сошедшего в преисподнюю, воскресшего из мертвых в третий день, вознесшегося на небеса и сидящего одесную Бога Отца всемогущего, откуда Он придет судить живых и мертвых.

Верую в Духа Святого, в единую, святую вселенскую церковь, в общение святых, в отпущение грехов, в воскресение плоти и в жизнь вечную.

Никейский Символ Веры был написан руководителями Церкви в 325 г. н. э., а впоследствии дополнен. Он был написан, чтобы защитить веру Церкви в совершенную божественность Христа и официально отвергнуть учение Ария, который говорил, что Иисус — сотворённое, низшее божество.

Веруем в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, света от света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, через которого сотворено все; ради нас, людей, и нашего спасения ради сошедшего с небес и принявшего плоть от Духа Святого и Марии девы, и ставшего человеком, распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного; и воскресшего в третий день по писанию, и восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца, и снова грядущего со славою судить живых и мертвых; Его же царствию не будет конца.

И в Духа Святого, Господа и Животворящего, от Отца исходящего, поклоняемого и прославляемого равно с Отцом и Сыном, говорившего в пророках. В единую святую вселенскую и апостольскую Церковь. Исповедуем единое крещение во оставление грехов. Ожидаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

Афанасьевский Символ Веры, написанный около 400 г. н. э. и названный по имени Афанасия, великого защитника учения о Троице, говорит, что три Личности — не три Бога, а один Бог.

А всеобщая вера такова: мы чтим единого Бога в Троице, и Троицу в единстве, не смешивая ипостаси и не разделяя на части божественную сущность.

Ибо одна есть ипостась Отца, вторая — Сына и третья — Духа Святого.

Но божество и Отца, и Сына, и Святого Духа едино, слава равна, и величие одинаково вечно. Каков Отец, таков и Сын, таков и Дух Святой.

Отец не сотворен, Сын не сотворен, не сотворен и Дух Святой. Отец непостижим, и Сын непостижим, непостижим и Дух Святой. Отец вечен, и Сын вечен, вечен и Дух Святой.

Однако ж не трое вечных, но один вечный; равно как и не трое несотворенных или трое непостижимых, но один несотворенный, и один непостижимый.

Подобным же образом, Отец всемогущ, и Сын всемогущ, всемогущ и Дух Святой. Однако не трое всемогущих, но один всемогущий.

Так, отец есть Бог, Сын есть Бог, и Дух Святой есть Бог. Однако не три Бога, но один Бог.

А также Отец есть Господь, Сын есть Господь, и Дух Святой есть Господь. Однако не три Господа, но один Господь.

Ибо как христианская истина побуждает нас каждую Ипостась в отдельности исповедовать Богом и Господом, так вселенское благочестие запрещает нам говорить о трех Богах или трех Господах.

Отец никем не создан, не сотворен и не рожден.

Сын Отцом одним не создан, не сотворен, но рожден.

Дух Святой от Отца (и Сына) не создан, не сотворен и не рожден, но исходит.

Итак, один Отец, а не три Отца; один Сын, а не три Сына; один Дух Святой, а не три Святых Духа.

В этой Троице нет первого и последнего, нет большего или меньшего, но три Ипостаси меж собой одинаково вечны и равны; следовательно, как уже сказано, надлежит поклоняться Троице в единстве и единству в Троице.

А потому, кто желает спастись, тот так думай о Троице.

Но для вечного спасения нужно также безусловно верить в воплощение Господа нашего Иисуса Христа.

Таким образом, истинная вера состоит в том, чтобы веровать и исповедовать, что Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, есть и Бог, и человек. Бог, от природы Отца рожденный прежде всех времен, и человек, от природы матери рожденный во времени; совершенный Бог и совершенный человек, в котором разумная душа и человеческое тело, равный Отцу по божеству, и меньший Отца по человечеству. Но хотя он и Бог и человек, однако не два Христа, но один Христос.

Он един не превращением божественного в человеческое, но восприятием человеческого в божество.

Он един совершенно, однако не слиянием природ, но единством личности.

Ибо равно как разумная душа и тело вместе есть один человек, так и Бог и человек есть один Христос, пострадавший ради нашего спасения, сошёдший в ад, в третий день воскресший из мертвых, вознесшийся на небеса и воссевший одесную Отца, откуда Он придет судить живых и мертвых.

В пришествие Его все люди воскреснут из мертвых с телами своими, чтобы дать отчет в делах своих.

И делавшие доброе пойдут в жизнь вечную, а делавшие злое — в огонь вечный.

Вот вера вселенская. Кто не будет верно и твердо держаться ее, тот не может спастись.

Халкидонский Символ Веры, написанный лидерами Церкви в 451 г.н. э. в защиту истины от лжеучителей, утверждает, что Иисус — совершенный Бог и совершенный человек.

Последуя святым отцам, мы единогласно учим исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в божестве и совершенного в человечестве; истинного Бога и истинного человека, имеющего душу и тело; единосущного Отцу по божеству и единосущного нам по человечеству, во всем нам подобного, кроме греха; рожденного прежде веков от Отца по божеству, в последние же сии дни рожденного ради нас и нашего спасения ради от Марии девы Богородицы по человечеству; одного и того же Христа, Сына, Господа, единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого (различие двух естеств никак не упразднется их союзом, но свойства каждого естества сохраняются, соединенные в одном Лице и в одной Ипостаси); на два Лица не рассекаемого и не разделяемого, но одного и того же Сына и единородного Бога Слово, Господа Иисуса Христа; как издревле говорили о Нем пророки, и как Сам Господь Иисус Христос научил нас, и как передал нам символ отцов наших.
Важные ссылки

Божественные качества Отец Сын Святой Дух
Вечный Римлянам 14:25 Откровение 1:17 Евреям 9:14*
Творец всего Псалом 99:3 Колоссянам 1:16 Исайи 40:13
Вездесущий (может находиться повсюду одновременно) Иеремии 23:24 Матфея 28:20 Псалом 138:7
Всезнающий (всё знает) Матфея 11:27 Иоанна 21:17
см. тж.
Матфея 11:27 1 Коринфянам 2:10
Обладает волей и совершает сверхъестественные действия Ефесянам 1:5 Матфея 8:3 1 Коринфянам 12:11
Даёт жизнь Бытие 1:11-31
см. тж.
Иоанна 5:21 Иоанна 1:4
см. тж.
Иоанна 5:21 Римлянам 8:10
см. тж.
Иоанна 3:8
Укрепляет верующих Псалом 137:3 Филиппийцам 4:13 Ефесянам 3:16

*) В греческом тексте этого стиха Святой Дух назван «Вечным Духом».

Для дальнейшего чтения

Троица

Алистер МакГрат. Понимание Троицы («Богомыслие»: Одесса, 1995).
Алистер Мак-Грат. Введение в христианское богословие («Богомыслие», 1998), стр. 256-278.
Уолтер Мартин. Основы христианства (Санкт-Петербургское христианское издательство: Санкт-Петербург, 1995), стр. 17-23.
Чарльз Райри. Основы богословия («Духовное возрождение»: Москва, 1997), стр. 62-72.
Р. Спраул. Тайна Святого Духа («Мирт»: Санкт-Петербург, 1997), стр. 29-65.
Миллард Эриксон. Христианское богословие (СПХУ: Санкт-Петербург, 1999), стр. 269-288.

Божественность Христа

Алистер Мак-Грат. Введение в христианское богословие («Богомыслие», 1998), стр. 279-315.
Джош Макдауэлл, Барт Ларсон. Иисус (SGP: Chicago, 1989).
Уолтер Мартин. Основы христианства (Санкт-Петербургское христианское издательство: Санкт-Петербург, 1995), стр. 24-31.
Леон Моррис. Теология Нового Завета (СПХУ: Санкт-Петербург, 1995), стр. 47-56.
Чарльз Райри. Основы богословия («Духовное возрождение»: Москва, 1997), стр. 275-324.
Джон Стотт. Основание христианства («Триада»: Москва, 1998).
Миллард Эриксон. Христианское богословие (СПХУ: Санкт-Петербург, 1999), стр. 580-599.

Божественность и личность Святого Духа

Алистер Мак-Грат. Введение в христианское богословие («Богомыслие», 1998), стр. 250-254.
Чарльз Райри. Основы богословия («Духовное возрождение»: Москва, 1997), стр. 405-462.
Р. Спраул. Тайна Святого Духа («Мирт»: Санкт-Петербург, 1997).
Миллард Эриксон. Христианское богословие (СПХУ: Санкт-Петербург, 1999), стр. 717-731.

{ 7 comments }

Кербер Декабрь 30, 2012 в 13:00

Для меня Троица: один Бог в трех лицах.
Иисуса Христа вы признали Богом.
О Духе Святом. Это третья ипостась Бога. Из Библии мы знаем, что Дух Святой, это личность. Пример Анания и Сапфиры. Его действия суверенны, Он действует как Он хочет и производит, как Он хочет. Это Бог. Все сотворенное, видимое и невидимое, подчиняется воли Бога. Этого вам достаточно?

Сергей Иванов Декабрь 30, 2012 в 16:31

Кербер, вы никогда не назвали бы Господа Бога «троицей», если бы вас не научили этому люди. Поэтому, читая Писание, мы не найдём исповедание: «Для меня Троица: один Бог в трёх лицах». Разве вы взяли все эти понятия из Библии.
Не увлекли ли вас философиею и пустым обольщением ипостасями и лицами, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу.
Мы не находим в Писании понятия «три лица божества». Мы не находим в Писании понятия «ипостась Бога». Что такое ипостась? Почему, чтобы открыть нам Бога, Христу и Апостолам не нужны были эти слова «ипостась», «три лица».
Вы кощунствуете, называя Троицу Богом. Господь Бог Вседержитель не имеет такого имени, не открывал нам такое имя, тем более не позволял к Себе так обращаться.
Если бы людей научили, что Суверенная Воля Бога — это отдельная персона, то вы и это бы отстаивали, находя подтверждения в Писании.
Для сравнения, также можно сказать, что есть якобы основания персонифицировать Премудрость.
В книге Премудрости Соломона читаем:
7:21 Познал я все, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художница
всего.
10:9 Премудрость же спасла от бед служащих ей.
В книге Сираха читаем
5:12 Премудрость возвышает сынов своих и поддерживает ищущих ее
25:1 Премудрость прославит себя и среди народа своего будет восхвалена.
Таким образом, нужно иметь точный перевод, знать особенности языка, чтобы утверждать, о чём говорят места Писания, где упоминается Дух Святой.

Кербер Декабрь 30, 2012 в 16:46

не надо лукавить. Вы спросили,я ответил.
Просто и ясно, без лишнего мудроствования
Вопрос прежний, за кого вы почитаете Святого Духа?

Сергей Иванов Декабрь 30, 2012 в 17:18

В некоторых местах Писания, Дух Святой, Дух Истины, Дух Божий есть имена одной и той же Личности Бога, той Личности, Которой молился Иисус во дни плоти Своей, «Могущей спасти Его от смерти», но не «третьей личности», тем более «ипостаси».
Дух Святой — это Сам Бог, но «не третий бог»

Игорь С Декабрь 30, 2012 в 18:28

1. «Мы не находим в Писании понятия “ипостась Бога”. Что такое ипостась?» Просто маленькое наблюдение: Евр. 1:3 – «Сей (о Сыне), будучи сияние славы и образ ИПОСТАСИ Его (о Боге) и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте» (сравните этот стих с двумя предыдущими). «Ипостась» — υποστασις — природа, сущность.
2. Могли ли апостолы говорить о Духе Святом как о Боге? А) Свидетельство Иоанна: Евангелист может без проблем в одних стихах писать «быть рожденным от ДУХА» (Ин. 3:6, 8), а в другом отрывке — «от БОГА родились» (Ин. 1:13). Только могущественная ЛИЧНОСТЬ может «возрождать», давать «новую жизнь», изменять человека (Ин. 3:8); (Б) свидетельство Петра: в одном и том же эпизоде Ананий и Сапфира «солгали ДУХУ Святому» = «солгали БОГУ» (Деян. 5:3-4). Только ЛИЧНОСТЬ можно (попытаться) обмануть; (В) свидетельство Павла: что касается обустройства тела Христова (церкви), то ДУХ разделяет дары по Своей суверенной воли («как Ему угодно»), а чуть ниже апостол пишет, что БОГ располагает члены в теле по Своей суверенной воли («как Ему было угодно»), соответственно в 1 Кор. 12:11 и 12:18. Только ЛИЧНОСТЬ может «производить/разделять/располагать» в согласии со Своей волей; (Г) Исаия, Павел и Иоанн… Кому Исаия приписывает слова «слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите»? – Господу Саваофу (Ис. 6:1-9). Кому приписывает эти слова Павел в Деян. 28:25-26? – Духу Святому. Когда Иоанн ссылается на эти же слова в книге Исаии, то он добавляет удивительную фразу – «Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем». Славу Чью? Говорил о Ком? В контексте Ин. 12:37-44, Евангелист однозначно говорит о Христе, славу Которого видел еще Исаия. Итак, Господь Саваоф, Дух Святой, Христос имеют определенное отношение к одним и тем же пророческим словам… Только ЛИЧНОСТЬ может «сказать» (Деян. 28:25; Евр. 3:7…), «предрекать» (Деян. 1:16), «свидетельствовать» (Евр. 10:15), взывать «прииди» (Отк. 22:17)… Только ЛИЧНОСТИ можно «противиться» (Деян. 7:51), только ЛИЧНОСТЬ можно реально «оскорблять» (Еф. 4:30; Евр. 10:29), «хулить» (Мф. 12:31)…
3. Дух Святой – это одновременно и Бог и Личность по свидетельству Божьего откровения через апостолов. Лично мне не тяжело принять эти две истины сразу. Также не вижу проблем говорить – (Божественная) Личность или (Личностный) Бог по отношению к Духу Божьему/Духу Отца/Духу Христа… Дух постоянно стоит в одном ряду с Отцом и Сыном: «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:31 и многие ссылки из статьи) — в (одно) «имя» с (тремя) отличными друг от друга личностями. Никто не говорит о том, что Дух «выше» или «ниже» по статусу. Не думаю, что слова «третья» личность употребляются христианами для того, чтобы специально унизить Духа. Он просто «третий-в-поочередности» в смысле «третий» в фразегологических выражениях (подобно 2 Кор. 13:13; Мф. 28:19…). Если кого-то мучит совесть из-за добавки «третий» — лучше воздержаться… Дух Святой – это одновременно и Бог и Личность — истина, в которую христиане и верили и будут верить. Логика не сможеть ее объяснить таким образом, чтобы удовлетворить наш ограниченный человеческий разум… «Троица» — всего лишь одна из несовершенных попыток объяснения, но все же попытка. Сам термин в Писании отсутствует, но то, что он собой выражает — присутствует. Одна бесконечность + еще одна бесконечность + еще одна бесконечность = бесконечность. Или наоборот, одна бесконечность, которая не стирает границы между бесконечным Отцом, бесконечным Сыном, и бесконечным Духом Святым… Это просто краткие библейские наблюдения и выражение моей веры. Могу в чем-то ошибаться. Благословений.

Кербер Декабрь 30, 2012 в 18:19

Ну вот и прекрасно, что пришли к взаимному мнению!

Сергей Иванов Декабрь 30, 2012 в 23:35

Игорь С. Насчёт Ипостаси должен признать свою ошибку и благодарю вас за указание на Писание.
Кербер, мне жаль, но не могу согласиться, что наши с вами мнения совпали. Я не верю, что Бог — это три Личности, что Дух Святой — третий Бог.

Previous post:

Next post: