Разоблачение недостатков церквей, живущих в погоне за модой — часть 1

by Vladimir Khubiryants on Октябрь 13, 2009 · 4 comments

Нашел в Инете довольно здравую статью проповедника Фила Джонсона, которая была прочитана еще 2005 году. С некоторой коррекцией привожу ее здесь для читателей сайта. В основу этого постинга я хотел бы привести цитату из этой статьи: «Религия тщательно упакована так, чтобы апеллировать к требованиям потребителей. Существуют рекламные агентства, которые предлагают семинары для религиозных лидеров, в которых рассказывают, как превратить церковь в бренд, который будет привлекать больше людей. Большинство религиозных лидеров сегодня с головой поглощены опросами общественного мнения, связями с общественностью, маркетингом, мерчендайзингом и удовлетворением клиента. Их учат и поощряют так думать, фактически, все популярные программы прошлых двух десятилетий».

Итак, читаем всю статью …

Программы, программы, программы…

Разоблачение недостатков церквей, живущих в погоне за модой

Автор: Фил Джонсон, исполнительный директор служения

Благодать вам!

Завтра один из моих семинаров будет рассматривать снижение и падение американского фундаментализма, и я собираюсь объяснить, почему  полагаю, что фундаменталистское движение мертво, и почему  думаю, что, по сути, даже не стоит пытаться возродить фундаменталистское движение в том виде, в котором оно нам известно. Вы, возможно, видели, что семинар упоминался в брошюре Shepherds’ Conference, и, если Вы не знаете меня, возможно, предположили, что я ревностный современный евангелист, кто-то, кто считает себя членом «нового евангелистского движения» в противоположность «фундаменталисту.» У вас могло бы сложиться впечатление, что я с большой надеждой смотрю в будущее евангелистского движения и того направления, куда идут сегодняшние евангелисты. Это не так. Какими бы мрачными ни были перспективы для фундаменталистского движения (и если вы придете завтра,  думаю, что Вы осознаете насколько они мрачные),  убежден, что евангелисты находится в намного худшей ситуации.

Итак,  понимаю, что выгляжу пессимистом. Очень не хочу походить на такого «пророка гибели», и  уверяю вас, что я не пессимист. Но, потому что я собираюсь показаться несколько мрачным,  хочу уверить Вас, что  вижу руку Божественного провидения в ходе истории, и знаю, что цели Бога выполняются и будут выполнены полностью, в конце концов. Я не пессимист, но это не препятствует мне делать реалистическую оценку проблемного состояния текущих дел в современной церкви.

Евангелистское движение прямо сейчас, в начале двадцать первого столетия, находится в духовном состоянии, не очень отличающемся от средневековой церкви, как раз перед Протестантской Реформацией. Подумайте об этом. Лютер должен был бороться c Иоганном Тецелем, сборщиком индульгенций и шарлатаном, который обошел Европу, обещая людям чудеса за деньги, чтобы Папа Римский мог построить церковь Святого Петра в Ватикане. У нас есть, по крайней мере, дюжина целителей, появляющийся ежедневно на TBN, обещая людям чудеса за деньги, чтобы Дженис Крауч могла сделать декорации своих телевизионных студий ещё более приукрашенными, чем любая комната в Ватикане. Она добавляет ещё больше искусственных розовых волос в свою шевелюру, чтобы на равных конкурировать с куполом Святого Петра. Средневековая церковь была наводнена суевериями и невежеством. У нас есть люди, повторяющие молитву Иависа каждый день, и которые убеждены, что это волшебная формула, которая принесет им богатство и удачу.

Средневековая церковь видела упадок доктрины и нравственности в церкви и соответствующее увеличение коррупции, скандалов и сосредоточенного человекоцентричного поклонения Богу. Сегодня мы видим то же самое.

Хуже всего то, что в средневековую эру Евангелие было в затмении, и люди так глубоко заблуждались о Библейской истине, что люди во время Мартина Лютера могли закончить семинарию и начать служение, даже не слышав о «первых началах слова Божьего» (Евр 5:12). Мы уже давно идем по дороге к той же самой ситуации. Много семинарий преднамеренно устраняют Библейские и теологические курсы и заменяют их курсами о бизнесе и маркетинге. И христианские лидеры, которые называют себя евангельскими, фактически, поощряют эти тенденции.

Возьмем, например, Тони Камполо, утверждающего, что сегодняшним студентам евангельских семинарий нужно изучать маркетинговые принципы, а не богословие и Священное Писание. Это идея выражена в книге, которую он написал вместе с Брайаном МакЛареном, которая, кстати, названа «Управляемая культурой церковь стерилизовала Евангелие» (Adventures in Missing the Point: How the Culture-Controlled Church Neutered the Gospel). Все же, сам Камполо как раз делает это. Он фактически утверждает, что религиозные лидеры должны следовать за культурой и изучать маркетинг, а не богословие. И он говорит, что от этого всем станет лучше.

Он пишет: «Разве было бы не замечательно, если бы часы, зря потраченные студентами семинарий на изучение предметов, бесполезных в их повседневной жизни после окончания семинарии, были отданы для изучения актуальных в сегодняшней церкви бизнес- и маркетинговых технологий? Не факт, что с одаренным проповедником церковь будет неизбежно расти. Хорошие проповеди могут заставить посетителей остаться в том случае, если они пришли, но для того, чтобы заставить людей сначала прийти, необходимо разбираться в маркетинговых технологиях. Билл Хайбелс имел ученую степень именно в сфере маркетинга, а не степень магистра Дивинити, когда он начал крошечное общение, которое однажды стало называться Церковью Сообщества Ручья Ивы (Willow Creek Community Church).

Не то, чтобы Хайбелс был ничтожеством в богословии [наоборот, он «блестяще релевантен»], но его релевантность заключается не в одаренности или теологической проницательности, но во вдумчивом изучении его конгрегации. Как и любой другой успешный бизнесмен, Хайбелс специально проводит опросы общественного мнения среди своих прихожан, чтобы определить то, чем они обеспокоены, каковы их потребности, что важно для них… Тогда он составляет расписание проповедей на следующий год и распространяет список среди членов своей команды, ответственных за музыку и театр на служениях. В результате получается проповедь, которая… крайне релевантна. К сожалению, этому не учат в большинстве семинарий. Возможно, наступило время для того, чтобы некоторые курсы бизнеса были допущены в семинарию».

Итак, я не знаю, где Тони Камполо был в течение прошлых двадцати пяти с лишним лет, но если его совет кажется вам новаторским, вы, наверное, мало выписываете богословской периодической литературы и не обратили внимания на деятельность «движения по увеличению роста церквей» за прошлые три десятилетия. То, что предлагает Камполо, в точности соответствует тому, что много евангелистских семинарий начали делать приблизительно двадцать лет назад. В наше время многим пасторам настолько промыли мозги, что они уже не сомневаются в необходимости расценивать своих прихожан, как потребителей.

Религия тщательно упакована так, чтобы апеллировать к требованиям потребителей. Существуют рекламные агентства, которые предлагают семинары для религиозных лидеров, в которых рассказывают, как превратить церковь в бренд, который будет привлекать больше людей. Большинство религиозных лидеров сегодня с головой поглощены опросами общественного мнения, связями с общественностью, маркетингом, мерчендайзингом и удовлетворением клиента. Их учат и поощряют так думать, фактически, все популярные программы прошлых двух десятилетий.

В 1988 г. (20 лет назад) Джордж Барна написал книгу названную «Маркетинг в церкви». Она была издана NavPress — консервативным на то время евангельским издательством (сегодня, к сожалению, не отличающимся консервативностью). В этой книге Джордж Барна написал: «Аудитория, не проповедь, имеет верховенство». Это и было его основной идеей. И эта идея, которую тысячи пасторов и религиозных лидеров так некритически впитали, дублируется в фактически каждой популярной книге по церковному руководству, включая «Целеустремленную Церковь». Аудитория имеет верховенство. Их «предполагаемые потребности» должны формировать проповедь проповедника. Опросы общественного мнения и реакция аудитории становятся барометрами, которые говорят проповеднику, что проповедовать. Это то, к чему Барна призывал ещё в 1988 г.

Он писал: «Если [мы] хотим останавливать людей посреди беспокойных будничных тревог и заставлять их думать о том, что мы говорим, наша проповедь должна быть приспособлена к потребностям аудитории. Когда мы производим рекламу, которая основана на принципе «поступайте, как хотите», а не на чувствительности и реакции на потребности людей, люди неизменно отвергнут нашу проповедь».

Сравните это со словами апостола Павла, который (во 2 Тимофею 4:2-5) сказал: «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням…» Что имел в виду Павел? Вы думаете, что он согласился бы с Барна, который сказал, что мы должны приспособить свою проповедь к предпочтению аудитории или же рискнуть иметь то, что они отвергнут проповедь?

Нет, Павел сказал Тимофею: «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием». Именно к этому мы призваны как пасторы, а не следовать за причудами и модами нашей культуры. Даже не для того, чтобы следовать за глупым парадом евангелистских причуд, которые нападали на церковь волна за волной в течение двух последних десятилетий. Причуды и программы убивают евангельское движение. И я убежден, что те, кто не обратятся к проповеди Библии, скоро увидят, что их церкви умирают, потому что, в конце концов, Слово Бога — единственная весть, у которой есть власть дать духовную жизнь.

И, искренне говоря, смерть управляемых модой церквей будет хорошим уроком на будущее. Надеюсь, что доживу до этого дня. Некоторым из вас может показаться, что я снова похож на пессимиста. В конце концов, разве мы не должны радоваться о том, как раздулись за прошлые пятьдесят лет ряды тех, кто называет себя «евангелистами»? Разве это не прекрасно, что евангельское движение теперь имеет достаточно силы, чтобы выбрать президента, и что с ним, как с движением, вынуждены считаться большинство светских СМИ? Подумайте об этом: в конце 1970-х, когда Джимми Картер стал президентом и светские СМИ услышали выражение «возрожденный христианин», средний американец даже не знал, что такое «евангельское движение». Но евангельское движение настолько разрослось в общественной и политической сфере, что в прошлом месяце журнал «Таймс» был практически целиком посвящен теме «25 самых влиятельных евангелистов Америки».

Вот, почему не думаю, что это прекрасная тенденция: я прочитал список журнала «Таймс» о 25 самых влиятельных евангелистах Америки. Одной лишь этой статьи было бы достаточно, чтобы убедить меня в том, что евангельское движение находится в серьезной опасности. Список состоял из таких товарищей, как Т. Д. Джейкс, который отвергает Троицу; бывшего католического священника Ричарда Джона Ньюхауса; Джойс Мейер (ревностная проповедница харизматического евангелия процветания); Брайана МакЛарена, постмодернистского пастора, который отрицает авторитет Священного Писания и призывает церковь порвать со всеми консервативными и ортодоксальными традициями.

Тридцать лет назад не один из тех людей не был бы даже включен в список «евангелистов». Они не евангелисты в историческом смысле этого слова. Что же изменилось? Не то, чтобы больше людей стало евангелистами, наоборот, концепция доктрин евангельской церкви раздулась до неузнаваемости и стала всевключающей. Слово «евангельское» потеряло свое историческое значение. Сегодня оно означает все — и поэтому оно ничего не означает.

Вполне очевидно, к чему, по мнению журнала «Таймс», сводится влияние этих людей. Оно не касается духовных вопросов, оно сосредоточено в сфере политики и культуры. И знаете что? Они правы. Слово «евангельский», как правило, описывает четкое теологическое положение. Евангелист являлся евангелистом лишь тогда, когда он выступал за непогрешимость и авторитет Писания, а также эксклюзивизм Христа.

Сегодня доктрины евангельской церкви — это политическое движение, и его представители придерживаются широкого разнообразия богословских взглядов — от католицизма Ньюхауза до еретического Саввелианства Джейкса, к радикальному харизматизму Джойс Мейер (Джойс Майер), к антибиблейскому постмодернизму Брайана МакЛарена. Есть только один человек во всем этом списке, который отдаленно напоминает евангельского богослова, — и это Джей Ай Пакер. Но и Пакер последние 20 лет занимается расширением границ евангельского богословия. Откровенно говоря, ни один из этих людей, которых я только что перечислил, не согласится в вопросах доктрины с остальными членами этого списка. По сути, они бы даже не пришли к каким-то общим, тождественным истинам евангельской вести. Есть лишь один момент, в котором они действительно солидарны, — сделать евангельское движение как можно более широким и всевключительным. Но разве это можно назвать евангельским движением с исторической точки зрения? Эта всевключтительная безграничность является характерной чертой социнианства, деизма, модернизма и богословского либерализма. Однако это противоречит историческим принципам евангельского движения.

Но это уже тема для другой беседы. Есть и другая общая концепция, разделяемая многими из членов этого списка журнала «Таймс». По большому счету, именно они родоначальники моды. Они — люди, которые проектировали программы, которыми торгует вразнос неконтролируемая индустрия христианской прессы и которые покупаются и осуществляются без какой-либо критики или беспокойства сотнями тысяч людей в евангельском движении. Рик Уоррен, который возглавляет список, является отцом самой популярной программы современности, “Сорок Дней Цели”. Тим Лахей — соавтор самой модной христианской серии книг всех времен и народов — «Оставленные» (Left Behind). Пакер и Ньюхаус были первыми поборниками экуменического движения (среди членов которого евангелистов даже представить себе было невозможно ещё 20 лет назад). Билл Хайбелс — главное действующее лицо сочувственно-дружеского движения. МакЛарен пошел ещё дальше, став автором моды под названием “постмодернистская церковь” (emergent church). Джеймс Добсон — крестный отец “культурной войны”. (Нельзя не «посочувствовать» Брюсу Уилкинсону, ведь если бы журнал «Таймс» опубликовал этот материал два года назад, когда “молитва Иависа” все ещё была в моде, он точно бы попал в этот список.)

Итак, я назвал все эти тенденции и программы «модой», потому что именно этим они и являются. Они популярны в настоящий момент, но не имеют никакого отношения к историческим доктринам евангельской церкви или библейским принципам, которые стояли у истоков евангельского движения. Не одно из этих движений или программ даже не существовало 35 лет назад. Евангелисты прошлого поколения просто не могли бы и помыслить об этом. И, честно говоря, большинство из них не доживет и до следующего поколения. Они все, в конечном счете, исчезнут и умрут, точно так же, как мода на «молитву Иависа». Можно будет лишь посочувствовать несчастным бедным издателям и дистрибьюторам, которые останутся у разбитого корыта, а именно со складами, полными барахла типа «молитвы Иависа», браслетов “Что сделал бы Иисус?” и экипировки для «Целеустремленной Церкви» (возможно даже, с автографами самого Уоррена). Почему же американское евангельское движение в последнее время попало под столь сильное влияние моды? Почему евангельские церкви столь падки на всяческие массовые увлечения? Почему наши люди так нетерпеливо мчатся, чтобы купить последнюю книгу, компакт-диск или дешевые уловки, придуманные маркетинговыми гениями, которые овладели христианской индустрией книгопечатания?

Между прочим, в процессе издания находится моя книга, и я в восторге от того, какое влияние христианская литература оказала на церковь. Но христианская индустрия книгопечатания крайне изменилась за последние годы и превратилась в сферу большого бизнеса. Компании, которыми однажды управляли благочестивые христиане, такие как Zondervan, были выкуплены такими людьми, как Руперт Мердок, и стали частью огромной мирской медиа империи. И это изменило лицо христианского книгопечатания. В значительной степени, именно индустрия книгопечатания подпитывает этот причудливый голод к всё большему количеству мод и программ.

И я был на встречах с издателями, которые пытались убедить Джона Мак-Артура не быть таким категоричным, смягчить его твердую позицию по спорным вопросам, игнорировать непопулярные моменты и рассказывать больше забавных историй. Издатель за издателем пытались доказать автору, что он мог бы расширить свою аудиторию и продать больше книг, если только он немножко расширит границы своего богословия. Один издатель, прочитав часть его новой книги (из серии о двенадцати апостолах), посмотрел на него и сказал: “Это уж очень Библейская книга”. Это правда, я не шучу. Они сказали, что книга больше похожа на материал для воскресной школы; они хотели увидеть более современные истории и модный стиль речи, но меньше Библии. Книга все же была издана, без каких-либо разбавлений и опущения ссылок из Священного Писания. Книга была названа «Двенадцать обыкновенных мужчин» (Twelve Ordinary Men), и, несмотря на предсказания экспертов, она оставалась в списке бестселлеров больше двух лет.

Но именно так создаются все эти модные причуды. Они преднамеренно разбавляют Евангелие, делают его розовым и пушистым, так, чтобы оно не обличало чей-то грех; не разоблачало чью-то поверхностность; не заставляло кого-то почувствовать себя некомфортно; и не бросало вызов мирской суете. Таким образом, и издатели, и читатели останутся довольны.

Это направление евангельского движения стало столь популярным, благодаря повсеместному внушению того, что религия — это товар, который можно выгодно продать. Это создало сферу бизнеса, в которой недобросовестные и безбожные люди могут легко превратить Евангелие в товар. Что приводит к тому, что люди стали “младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения”. Это Послание к ефесянам (4:14), и это прекрасное Библейское описание потакания моде, явления, характеризующее евангельское движение сегодня. Впервые я обратил внимание на то, что модные нововведения (отлив и прилив одной моды за другой и “увлечение всяким ветром учения”) стали движущей силой в евангельском движении приблизительно 15 лет назад.

Сначала мне показалось, что погоня за модой — это конкретная проблема харизматического движения. Помните, вначале 1990-х, когда “Пророки Канзас-Сити” были последним писком моды? И в течение нескольких лет, казалось, что издается книга за книгой по современным пророчествам. Была издана книга под названием «Кто-то сказал, что гремел гром» (Some Said it Thundered), которая циркулировалась некоторое время, превратившая Пророков Канзас-Сити в современных эквивалентов Агава из Нового Завета. Это длилось, пока самый знаменитый из пророков не признался в том, что он использовал свой дар для того, чтобы манипулировать женщинами, принуждая их к совместному непристойному поведению.

Затем появился парень по имени Джеймс Райл, который написал смешную книгу под названием «Гиппопотам в саду» (Hippo in the Garden). Райл утверждал, что Бог открыл ему то, что музыка «Битлз» имела такой большой успех по той простой причине, что они были Божьими помазанниками, и он утверждал, что Бог собирался снова выбрать помазанника. В приблизительно то же самое время Уэйн Грудем издал книгу, пытающуюся экзегетически и научно обосновать возможность этого откровения. И скоро все пришли в растерянность в отношении того, продолжает ли Бог давать откровение сегодня, и в харизматическом движении была беспрецедентная группа людей, утверждающих о том, что они получили различные виды нелепых откровений от Бога.

Эта мода вымирала в течение нескольких лет и была заменена следующей большой харизматической модой: “Благословением Торонто”. Я видел удивительное воздействие и растущее влияние этой моды, так как стремительно возрастало количество писем от радиоаудитории программы «Благодать Вам». Слушатели хотели знать, что же Джон Мак-Артур думал о последней харизматической тенденции.

Благословению Торонто удавалось находиться в центре внимания в течение нескольких лет. Люди ходили в церковь, чтобы напиться и повеселиться. Это была бредовая, высоко эмоциональная мода, и было очевидно с самого начала, что она не будет продолжаться очень долго.

Далее было Возрождение Пенсаколы, которое принесло навязчивую идею с золотой пылью и золотыми зубными коронками, которые появились чудесным образом как бы ниоткуда. И я надеюсь, что вы слышали об этом и не хочу больше распространяться об этом. Но вспомнил об этом лишь для того, чтобы обратить ваше внимание на то, что внезапно, вначале 1990-х, мы могли наблюдать эту тенденцию новых харизматических мод. Некоторое время, я был достаточно наивен, думая, что этот вид модной мании был исключительно харизматическим явлением. Я никогда не мог представить себе, что весь евангельский мир окажется поглощен этой модной истерией.

Помню, как один мой друг, который живет в другом городе, однажды позвонил мне по телефону. Перед тем, как повесить трубку, в конце нашего разговора, он просил меня:

— Увижу ли я тебя в Хранителях Обещания?

Это прежде, чем я по-настоящему осознавал размеры движения Хранителей Обещания. Поэтому  не понял, о чем он говорил. Я сказал:

— Увидишь меня в Хранителях Обещания? Что ты имеешь в виду?

Он не объяснял мне, что такое Хранители Обещания. Он не думал, что это, вообще, было нужно объяснять. Все, что он сказал:

— Все собираются быть там.

И, фактически, все были.

Тогда наступила эра «Что бы сделал Иисус?” Следом шли фономен «Молитвы Иависа» и удивительный успех серии книг «Оставленные» (“Left Behind”). И внезапно евангелистские моды заняли новое место в церкви. Издатели буквально зарабатывали миллиарды, даже не миллионы, долларов на товарах WWJD, книгах из серии «Оставленные» и, особенно, барахле «Молитвы Иависа». Кофейные кружки, футболки, ручки, календари и буквально целые каталоги товаров «Молитвы Иависа».

Моды стали ещё более модными, но они становились все более дешевыми и имели более короткие сроки годности, чем когда-либо прежде. Мода на фильм “Страсти Христовы” прошла ещё до того, как фильм поступил в продажу на DVD.

Тогда-то и увидела свет самая модная из всех мод, с ее собственным встроенным сроком годности: “Сорок Дней Цели” (“Forty Days of Purpose”). Книга «Целеустремленная жизнь» (Purpose-Driven Life) уже разошлась тиражом более чем в 20 млн. копий, став самой популярной нефантастической книгой, обогнав даже «Дневник Энн Франке» (The Diary of Anne Franke) в течение лишь нескольких 9 месяцев после своего опубликования. Мне попалась статья, которая утверждает, что доходы с товаров из серии «Целеустремленная жизнь» составляют свыше 5 млн. долларов.

“Сорок Дней Цели” уже является самой успешной евангелистской модой в истории человечества, сделав многих людей очень богатыми. Это гарантия того, что мы скоро увидим много подобных маркетинговых планов и 40-дневных программ в будущем. Рик Уоррен сразу же объявил о своем следующем детище: “Сорок Дней Общения”. Стоимость билета подгоняется под размер вашей церкви. Если у вас церковь не более 100 человек, то билет будет стоить вам 700 долларов.

Далее, я не собираюсь попытаться сжать критический анализ «Целеустремленной жизни» в этот семинар. Есть много полезных критических анализов, доступных онлайн, включая анализ, сделанный одним из наших пасторов Н. Бузенецом, который можно найти в книге Fool’s Gold («Не все то золото, что блестит»). Я предполагаю, что большинство из вас прочитали хотя бы часть этой книги, и вы имеете представление о ее стиле и содержании.

Но давайте на мгновение забудем про критические анализы. Даже если у нас не было бы никаких претензий к содержанию и философии «Целеустремленной жизни», разве она по праву заслуживает титул «самая популярная христианская книга всех времен и народов»? Есть ли в ней что-то глубокое или оригинальное или что-то удивительное в содержании этой книги? Разве её можно назвать высокой литературой, или она содержит неповторимое Библейское учение или превосходное богословие, изъясненное в простых словах? Эта книга не содержит ничего из вышеперечисленного. Экстраординарный успех этой книги объясняется очень умной маркетинговой схемой, которая предназначалась для определенного рынка в самое подходящее для этого время. Она поступила в продажу в тот момент, когда евангельская культура была готова к причудливым модам.

Разоблачение недостатков церквей, живущих в погоне за модой — часть 2

{ 4 comments… read them below or add one }

Тумнус Октябрь 13, 2009 в 19:00

Уверен, что можно было бы выпустить эту статью лет 100 тому назад и просто заменить имена и фамилии. Обличать к примеру Сперджена, Уайтфильда, Уесли, за творческих нетрадиционный подход в свое время. Или обличать СЦЕХБ за то, что в 60тых годах они написали много замечательных песен в стиле модных молодежных пионерских мелодий. Я современной молодежи включаю эти песни и они вспоминают сразу «Что тебе снится, крейсер Аврора» и все в таком духе. Время меняется и всегда были люди которые путали формы и функции.
Время меняется, но Библия все таже. К примеру в еврейской культуре, в 1 веке наврядли была проповедь в нашем понимании слова. Наши проповедники более похожи на греческих ораторов, чем на еврейских проповедников. Им более были свойственны беседы и задавание вопросов. Прочитайте проповеди Христа. Там больше вопросов и Он побуждал людей думать и отвечать на вопросы. Нам позволительно менять обертку, но внутренее составляющее менять грех. Евангелие нужно проповедовать старое и доброе.
Так, что считаю что автор перегнул палку и как Дон Кихот воюет с мельницами. А смысл в этом?

Ответить

Игорь Декабрь 13, 2010 в 12:18

Странно, почему автора статьи так беспокоят тиражи и гонорары других служителей. попахивает обычной завистью. Исходя из статьи, можна сделать вывод что тиражи и гонорары — самый большой грех Рика Уоррена, книгу которого невозможно упрекнуть в том что она противоречит Писанию. А насчет того что она кажется кому-то «неглубокой», то как я понимаю она и не предназначена для углубления знаний тех у кого есть степень магистра богословия. Ведь для многих, не таких ученых как автор статьи, эта книга содержит довольно много глубокой и жизненно важной информации. Хочу разочаровать вас, потому что именно такие книги, простые и доступные для большинства даже нехристиан всегда пользовались и будут пользоваться наибольшей популярностью.

Ответить

Филимон Декабрь 15, 2010 в 06:16

Актуальная статья, полностью согласен с братом Филом.

Ответить

Николай Лелиовский Ноябрь 16, 2011 в 18:46

ВЛАДИМИР,

Было бы неплохо, если бы в следующий раз указали источник, из которого вы перепостили информацию.

Благословений.

Ответить

Leave a Comment

Previous post:

Next post: