Не раз я в своей жизни задумывался, а как же богослужение проходило в Апостольской церкви еще во времена Апостолов. Часто неудовлетворенность либо излишней поверхностностью, либо формализмом или наоборот панибратским духом клуба по интересам толкала к размышлению: а как было во времена Христа и во времена Апостолов. Я не говорю о каких-то культурных моментах и не о призыве к копированию до мелочей, но все же мне было очень важно: что же было САМЫМ ВАЖНЫМ, что было центральным в церковной жизни ранней церкви, что было обще для любой поместной церкви того времени и в Малой Азии, и в Иерусалиме, и в Риме, и в западной Африке, и везде, куда проникла Истина Евангелия. В этом посте я хочу поделится с вами очень важными упоминаниями о церковной жизни, о богослужебной жизни ранней церкви 2 века, которое мы находим у Иустина Мученика (или по-другому Иустина Философа), который говорит об этом в своей письменной Апологии (защите) за христиан из-за сильных гонений от римских властей.
О Вечери Господней или хлебопреломлении:
Пища эта у нас называется евхаристиею (благодарением), и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего и омылся омовением во оставление грехов и в возрождение, и живет так, как заповедал Христос. Ибо мы принимаем это не как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье: но как Христос, Спаситель наш, Словом Божиим воплотился и имел плоть и кровь для спасения нашего, таким же образом пища эта, над которой совершено благодарение через молитву слова Его и от которой через уподобление получает питание наша кровь и плоть, есть — как мы научены — плоть и кровь того воплотившегося Иисуса. Ибо апостолы в написанных ими сказаниях, которые называются евангелиями, передали, что им было так заповедано: Иисус взял хлеб и благодарил и сказал: Это делайте в Мое воспоминание, это есть тело Мое; подобным образом Он взял чашу и благодарил и сказал: это есть кровь Моя, и подал им одним (Мф. 26:26-28). … С того времени мы всегда между собою делаем воспоминание об этом…
О богослужении или церковном собрании :
В так называемый день солнца бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам или селам; и читаются, сколько позволяет время, сказания апостолов или писания пророков. Потом, когда чтец перестанет, предстоятель посредством слова делает наставление и увещание подражать тем прекрасным вещам. Затем все вообще встаем и воссылаем молитвы. Когда же окончим молитву, тогда … приносится хлеб, и вино, и вода; и предстоятель также воссылает молитвы и благодарения, сколько он может. Народ выражает свое согласие словом «аминь», и бывает раздаяние каждому и приобщение даров, над коими совершено благодарение, а к небывшим они посылаются через диаконов… В день же солнца мы все делаем собрание потому, что это есть первый день, в который Бог, изменивши мрак и вещество, сотворил мир, и Иисус Христос, Спаситель наш, в тот же день воскрес из мертвых. (Там же. 65-67)
Я думаю, что вы обратите внимание на важность ЕВХАРИСТИИ (или Хлеба и Вина), освященных молитвой, как главного центрального действия в богослужении ранней церкви. Вы также обратите внимание на единство церкви посредством ЕВХАРИСТИИ и даже тех, кто не мог посетить физически собрание. Также вы отметите, что церковь много читали Писания, а не слушала человеческие проповеди, и даже те проповеди, что были были ЭКСПОЗИЦИЕЙ Св. Писаний и Христианской веры. Что суть чтений и поучений — показание святых примеров и ободрение в подражании им.
Вообще много того, что сейчас для современных христиан имеет знание или занимает чуть ли не большую часть, для первых христиан совершенно не имело значения, а наоборот, то что для них имело значение, для нас уже почти не имеет.
Сравните хотя бы современое отношениекв ВЕЧЕРЕ или ЕВХАРИСТИИ (греческое слово в Библии) сейчас и тогда.
{ 6 comments… read them below or add one }
← Previous Comments
«Сегргей Август 11, 2010 в 14:56
На счет, простых церквей, читал свидетельство одного человека, на тот момент пастора, который изучал служение простых церквей, и в последствии перешовший в православие со всей церковю. Он сказал что именно через учения преподаваемое в простых церквей, он увидел православный путь, вот так бывает »
Но ведь тут нет ничего удивительного!
Те идеи, что преподнёс нам Владимир на рассмотрение, являются своеобразным мостом для понимания к культуре, в которой мы выросли и которую не поняли, как надо.
И то, что он возгласил о ЕВХАРИСТИИ и всей её серьёзности и важности для первой Церкви.
Ведь так и было всегда в православии.
Дух творит себе формы. Все кажущиеся нам приготовления, службы, внешняя сторона благочестия так несовременно смотрящаяся, полностью соответствует духу первой Церкви.
Вся православная литургия буквально и есть одна сплошная Вечеря ХРИСТА.
И все навороты кажущиеся нам иногда мягко сказать лишними и вредными, при более глубоком рассмотрении и смирении могут вызвать совсем другую противоположную реакцию.
Приведу в оконцовке:
«Недавно перешел в Православие известный немецкий лютеранский богослов профессор Карл Христиан Фельми. Произошло это потому, что он в течение нескольких лет честно изучал богословие и духовную жизнь Православной Церкви. У него не было предвзятого отношения к иконе. Он рассказывает в одном из интервью: «В 1956 году в Реклингхаузене, в 70-и километрах от Мюнстера, открылся Музей икон – самое богатое собрание икон в Западной Европе. Я часто ездил туда. И до сих пор поддерживаю самые тесные контакты с этим музеем. Иконы, по моему убеждению, являются важным источником для изучения православного богословия, без них невозможно понимание его богословской сути»
http://www.paraklit.org
Николай, то кем научен будет ясно не из наших свидетельств о себе, а о том как мы себя ведет в том числе и виртуальных сообществах.
«Ибо мы принимаем это не как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье: но как Христос, Спаситель наш, Словом Божиим воплотился и имел плоть и кровь для спасения нашего, таким же образом пища эта, над которой совершено благодарение через молитву слова Его и от которой через уподобление получает питание наша кровь и плоть, есть — как мы научены — плоть и кровь того воплотившегося Иисуса» — богословие, которым совершается спасение
Николай, ваша проблема в том, что вы себя ставите наравне с Павлом и хотите что бы я другие поверили, что вами управляет Бог, как Он управлял Павлом. Увы, я вас не знаю, и у меня нет оснований вам доверять. Это во первых.
Во вторых, сама ваша подача неверна. Тоесть богословски вы неверны, вы возможно искренний человек, но сам такой подход обычно заводит людей в дебри и в конечном итоге приводит к отделению от всего христианского мира и вводит в ересь.
О чем я говорю. Для того, что бы Галилео Галилей, открыл великие свои открытия — например то, что земля вертися вокруг солнца ему нужно было вначале изучить математику, астрономию и физику. Он вначале СТАЛ математиком и физиком, а потом начал что то открывать. Это хороший пример. Мы почему то согласимся с тем, что человек не может стать класным математиком если он не познкомится с богатым опытом уже живших математиков. Но почему то, считаем что можно стать служителем Христовым верно преподающим Истину Христову — просто отгородившись от того, что Господь открыл и делал уже на протяжении веков в среде тех, кто был Его рабами. Мы не можем сказать Бог — я не хочу ничего слышать о том, что ты говорил ДО меня, просто открой все это мне Сам, лично мне. Это противоречит Его замыслу и Устройству Церкви.
И Писание об этом красноречиво и недвусмысленно говорит —
Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. (К Филиппийцам 3:17)
Кому подражать? Личное откровение? Подражать Апостолу Павлу и тех кого он учил, кто был похож на Павла.
Далее — И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
(Деяния 2:42)
Церковь пребывала в учении Апостолов. Не в учении Николая или Владимира, а в учении Апостолов. Для нас они являются авторитетом. «чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими. » (2-е Петра 3:2) КЕМ ПЕРЕДАННЫЕ? Просто каждый лично, Николай, Владимир, Вася сидят дома и получают откровение от Бога? Нет! ПРЕДАННУЮ АПОСТОЛАМИ!
Вот наше основание!
быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем], (К Ефесянам 2:20)
На каком основании мы стоим? На своем личном откровении? Или на откровениях данных Апостолам?
Поэтому дорогой Николай, и главная разница между нами в том, что я недоверяю себе, я не доверяю тому, каким мысли у меня возникают и какие чувства у меня есть — это мои мысли и мои чувства, я не спешу их назвать ОТКРОВЕНИЕМ и даже не могу их так называть, какимими бы духовными и правильными они мне не казались.
Я ищу более серьезного основания, более основательного — того учения которое было воспринято Апостолами, и которое жило в ранней церкви, и потому как Галилей знакомясь с учением своих наук для того что бы и самому иметь некий опыт, я также призываю вникать в то, что было дано Апостолам и жило в Церкви 2-3 века, что бы еще раз перепроверить даже свое толкование писания, свои откровения итак далее…
Вы же Николай, не разобравшись в сути вопроса, бомбардируете публику ЦИТАТАМИ из библии, которые все прекрасно знают.
Внемлите словам Иакова — «будьте медлительны на слова … «
Очень интересный предмет – Литургика. Изучается в духовных учебных заведениях РПЦ. В Интернете можно найти кучу информации. Несомненно, что в древней богослужебной практике стиль богослужения проходил более скромно и может быть чем то напоминал нынешнее собрания баптистов, но с истечением времени стал появляться богослужебный устав и особые чины проведения богослужений. Первый записанный и доныне сохранившийся чин это литургия Апостола Иакова, более позднее была написана Литургия Василия Великого, а Иоанн Златоуст упростил её, так как она весьма долгой. Так же есть литургия Преждеосвященных Даров написанная Григорием Двоесловом. На литургии преждеосвященных даров отсутствует первая часть – проскомидия за которой вынимаются частицы и просфор
может это допустимо для ознакомления но никак для научения