Гололоб Г.А
Вопрос крещения Духом Святым важен, будучи нормой для христианской жизни. Тем не менее этот вопрос должен пониматься правильно и на основании библейского учения о возрождающем действии Духа Святого, Его помазании, запечатлении и залоге.
Библейское учение о возрождающем действии Духа Святого
Дух Святой совершает в верующем человеке возрождение (Ин. 3:5-6; 6:63; Тит. 3:5-6). При этом возрождение может быть понято как юридическое оправдание и как фактическое преображение. Эти два понятия связаны между собой, но не одинаковы. Юридическим действием возрождения Бог определяет для уверовавшего статус и полномочия, которыми тот должен пользоваться, чтобы достигнуть поставленной цели освящения. Преображающим же действием возрождения Бог дарует ему силу для осуществления того, что ему стало понятно при восприятии Божественных истин, изложенных посредством юридического воздействия.
Дух Святой вселяется в сердце христианина после его обращения к Богу (Ин. 14:17,20; 1 Ин. 5:1), состоящего в совершении им личного покаяния и веры. Дух Святой воздействует на сознание грешника невынуждающим образом, обличая его совесть во грехе (Ин. 16:8) и призывая его к покаянию (Рим. 2:4). «Влекущее» действие Духа Святого не устраняет личной веры, а укрепляет и воспитывает эту веру, доводя ее до достаточного для принятия спасения вида. Также Дух Святой может даровать некоторым христианам особый дар веры.
Возрождение означает, что грешник не может улучшить себя сам, хотя Бог и опирается на его совесть и личный отклик на приглашение спастись (Ин. 1:12-13; 5:24). Возрождение означает, что в естественную природу грешника вливается сверхъестественная, берущая на себя полномочия по духовному руководству и возрастанию уверовавшего человека (Рим. 6:12-14). Возрождение по времени совпадает с наделением уверовавшего даром прощения грехов и силой Духа Святого (Деян. 2:38; 10:44; 11:15-16). Этот опыт переживает каждый уверовавший (см. «все» в 1 Кор. 12:13; Гал. 3:26-27; также Ин. 1:29,33; Деян. 1:5,8).
Вопрос о степени полноты Духа Святого, входящего в сердце христианина, должен понимать во свете степени послушания Ему (1 Пет. 1:14; Деян. 5:32; Рим. 6:17; Евр. 5:9). Правда, ввиду того, что само обращение предполагает покаяние и веру грешника, это дает право Духу Святому достигнуть во внешнем поведении человека некоторых резких изменений, однако остальные зависят от понимания и послушания голосу Его руководства (Деян. 7:39; Рим. 11:30). Таким образом возрождением достигается в человеке не все его преображение, что было бы равнозначным освящению, но оставляет нечто для дальнейшего возрастания, достигаемого в процессе освящения. Тем не менее это вполне спасенный человек, имеющий в себе Духа Святого, работающего над ним.
Иными словами, спасенный, не сразу и не полностью становится освященным фактически (поскольку слово «освящение» может иметь и чисто юридическое значение, равнозначное оправданию). Избавившись сразу при возрождении от ряда грубых грехов, уверовавший человек между тем продолжает познавать волю Бога и относительно дальнейшего его духовного роста и избавления от тех пороков, которые открывает ему Дух Святой в последствии. Таким образом мы не можем ожидать от обращенного слишком резкой перемены его образа жизни, поскольку Дух Святой совершает Свою преображающую работу в нем постепенно и поэтапно, вовлекая в нее и само сознание христианина.
Положением пребывания «во Христе» христианин проникается пониманием Божьего замысла и целей его спасения и освящения, когда же Библия говорит о пребывании Христа «в нас» (Ин. 15:4,7), то подразумевает наше реальное послушание тому, что мы поняли на уровне нашего мышления и чувств. При условии его послушания в верующем начинает обитать Дух Святой (Ин. 7:38; ср. Ин. 14:17), он получает Его залог (2 Кор. 1:22; 5:5; Еф. 1:14), помазание (1 Ин. 2:20,27; 2 Кор. 1:21) и становится запечатленным Им (2 Кор. 1:22; Еф. 1:13; 4:30).
Таким образом Дух Святой пребывает на человеке с самого начала его уверования, хотя полностью проявиться в нем Он может лишь со временем. Это не значит, что христианин не имеет спасения, когда чего-то недопонимает в воле Божьей и по этой причине не может ей правильно следовать. Будучи спасенным, он может совершать ошибки или оступаться, что может даже огорчать Духа Святого, но это еще не значит того, что Он уже покинул его жизнь и сердце.
Духовная жизни христианина состоит из двух важных этапов: первый – принятие Христа как своего Спасителя, второй – принятие Его как своего Господа и Повелителя. В каждом конкретном случае эти два элемента духовного опыта христианина могут совпадать во времени, а могут и не совпадать. Хотя в конечном итоге оба эти этапа должны осуществиться, Дух Святой поселяется в сердце человека уже на первом из них и начинает постепенно «крестить» или «погружать» нас в Себя по вере нашей веры. Разумеется, мы принимаем Христа как Повелителя при нашем покаянии, однако это принятие осуществилось лишь на уровне нашего желания, что следует отличать от практического его воплощения. Тем не менее, этого достаточно для вхождения Духа Святого в нашу жизнь, ведь именно от Его действия будет зависеть, сможем ли мы достигнуть желаемого на практике.
Иногда случается так, что человек нуждается в обучении как повиноваться Господу, но он спасен, поскольку уже начал этот процесс, по крайней мере, в своем внутреннем решении. Желание повиноваться, соединенное с возможностями Духа Святого и создает освященную практическую жизнь. Если же верующий не научен или не развил в себе способности к практическому послушанию, он не теряет спасения, оставаясь «крещенным Духом», он только не может располагать полнотой проявления Духа Святого и не способен испытать на себе все величие Его силы.
Особого объяснения требуют три случая, когда некоторые люди, уверовав, не получили Духа Святого (Деян. 1:4,14; 8:12,15-17; 19:1-7). Ученики уже были спасенными, но не пережили опыт «крещения Духом» не по своей воле, а по промыслу Бога. Это была специфическая межзаветная ситуация, когда Иисус ушел, а Дух Святой еще не занял Его место. Им было повелено «ждать», потому что большего от них не ожидалось. Сказанное не подтверждает идеи, что спасенный должен ожидать еще какого-то особого проявления Духа. Оно говорит о том, что за спасением следует еще освящение, для осуществления которого и необходимо проявление особой (необязательно чудодейственной) силы Духа.
Случай с самарянами был осложнен присутствием среди уверовавших волхва, чья вера была смесью истины и лжи. До разоблачения этой ереси он представлял для уверовавших опасность совращения. По этой причине апостолы, узнав о столь необычной реакции Духа Святого на веру людей, поспешили разобраться в ситуации. Языки могли бы и здесь быть подтверждением принятия самарян в церковь, однако об этом не написано.
Случай с двенадцатью ефескими учениками вообще не говорит о том, что они имели спасительную веру. Они имели веру в прощение грехов, но такой вере недоставало и уверенности в получении силы Духа Святого. Павел быстро понял, что здесь было что-то неладно и после соответствующего научения привел все в порядок. Как и в случае с волхвом опасность исходила из неполноты выполнения спасительных условий: верующие имели веру лишь в прощение грехов, но не обладали силой для того, чтобы не совершать эти грехи в будущем. Таким образом всем этим случаям есть вполне удовлетворительное объяснение.
Характер залога, печати или помазания Духом Святым таков, что при несоблюдении христианином должных условий, значение этих видимых знаков аннулируется, поскольку они связаны с пребыванием Духа Святого в сердце христианина. Печать написана на скрижалях его сердца и не чернилами, а самим присутствием Духа Святого. «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9; ср. Рим. 8:14). Юридическое действие имеет силу только до тех пор, пока ему есть фактическое соответствие, по крайней мере, в желаниях верующего человека. Если же христианин отказывается от своего призвания и избрания, печать утрачивает свою силу: Бог насильно никого не спасает.
При этом Бог предвидит, когда отпадение временно и в таком случае не забирает Свои знаки назад, а когда постоянно и тогда Он лишает виновного Своего запечатления. Много раз Бог не запечатлевает, хотя и это Его бы не унизило, поскольку зависело бы не от Его верности Своим словам (2 Тим. 1:12), а от неверности человеческих обещаний. Нельзя забывать, что юридические акты запечатлевают не только появление жизни, но и наступление смерти. Мертвый же сын ничем не отличается от мертвого раба. Его также хоронят независимо от титула, который он носил при жизни. Вот почему верующий призывается Писанием к тому, чтобы «хранить добрый залог Духом Святым, живущим в нас» (2 Тим. 1:14). Не исключено, что отступникам не предоставляется повторной возможности спасения, поскольку они отвергли не просто справедливость, но любовь Божью.
Библейское учение о крещении Духом Святым
Слова о крещении Духом упоминаются в следующих текстах Писания: Мф. 3:11; Мк. 1:8; Лк. 3:16; Ин. 1:33 и Деян. 1:4-5. При этом место из Деяний связывает это действие с днем Пятидесятницы, что дало повод многим увязывать крещение Духом Святым не с возрождением, а с теми дарами, которые сошли на церковь в этот день. Между тем оба эти отличные друг от друга явления – духовное возрождение и чудодейственные явления (языки, исцеления, знамения) – в Первоапостольской церкви совпали и находились в смешанном виде недолго. При этом важно увидеть их различие и характер такого совмещения. Первым признаком отличия чудес от спасения является то, что возрождение имеет внутренний характер, а чудеса – видимый и внешний. Поскольку же «мы ходим верою, а не видением» (2 Кор. 5:7), второе вместе с чудесами имеет подчиненное значение.
Также видимые знаки имеют и временное значение, поскольку в библейской истории Дух Святой совершал чудеса не постоянно, а время от времени. Если же бывают ситуации, когда Духу Святому не угодно посылать нам чудеса, нет оснований наделять их статусом, подтверждающим факт возрождения, как это почему-то ошибочно считается. Нет, чудеса не совершались даже в жизни апостолов постоянно, поэтому и были призваны подтвердить не факт спасения отдельных лиц, а вероучительный авторитет и полномочия самих апостолов. Вот здесь мы приходим к выводу о более специфическом понимании феномена «крещения Духом», из которого нужно вычленить чисто исторический феномен апостольства и сопровождавшие его служение чудеса.
Поскольку крещение Духом в Писании не совпадает как с водным крещением, так и с говорением на языках, нам нужны более верные ориентиры для выяснения его природы. Таким текстом может послужить текст 1 Кор. 12:13. Он утверждает, что этим действием человек присоединяется к церкви Христовой. Между тем это не означает того, что этим крещением удостоверяется спасение отдельно взятого человека видимым или сверхъестественным образом. Нельзя пускать телегу впереди лошади. Видимое всегда зависит от невидимого. Если есть правильные внутренние отношения с Богом, будет и перемена в жизни и успех на церковном и миссионерском поприщах.
Крещение Духом – это термин, за которым находится определенная духовная реальность, причем зависящая от человека в той же мере, как и определяющая его жизнь. Это тесная связь Божьего обещания преобразить христианина в образ Христов с человеческим решением посвятить себя Его целям. Фактически, крещение Духом есть невидимый для глаз акт посвящения себя Богу и Его руководству. Без такого посвящения новая жизнь во Христе не может принести своих плодов, разумеется, не обязательно чудодейственных.
Крещенный Духом христианин уже спасен, и ему не нужно достигать спасения, но ему еще предстоит достигнуть большего в сфере освящения. В духовном крещении он посвящает («погружает») себя Богу не просто в вопросе принятия Его спасительного дара, но и в вопросе послушания требованиям этого дара. Это говорит о его внутреннем решении следовать путем освящения, что служит основанием для вхождения Духа Святого в его жизнь.
Однако здесь ни при чем чудодейственные дары, посещавшие народ Божий лишь в особые периоды времени, и ожидать постоянного проявления которых мы не имеем права. «Вы примете силу», а не способности к чудотворению. Сила идти наперекор злу и обстоятельствам и является основным смыслом «крещения Духом», второстепенный же признак этого крещения – чудодейственный – имел преходящее и историческое значение.
Данному выводу имеется четкое текстуальное подтверждение: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем], на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф. 2:19-22).
Время глагола «утверждены» прошедшее, а слов «возрастает» и «устрояетесь» настоящее. Следовательно, в истории церкви было два периода: «основания» или заложения фундамента, который уже завершен и неповторим, и «возрастания», который продолжается до настоящего времени. Следовательно, Пятидесятница неповторима, в ней повторим лишь момент спасения, и то без видимых его признаков.
Как же было заложено это «основание»? В день Пятидесятницы не только апостолы получили особый дар Святого Духа, связанный более с «силой», следует понимать, необходимой для борьбы со грехом и дерзновенной проповеди, чем с самими способностями к чудотворению. Крещение Духом здесь связано со спасением тесной связью, но с видимыми и временными его признаками – лишь косвенно и временно. Если дары чудотворения, согласно Мк. 15:20, были предназначены лишь для подтверждения проповеди в этот специфический период времени, тогда, само собой разумеется, что они были временными дарами. Понятно, почему Павел не мог совершить исцеления своих недугов и болезней своих спутников Тимофея и Трофима, а Иаков писал не об одаренных даром исцеления людях, а о служителях, которым передано служение исцеления.
Писание говорит о двух «сошествиях» Духа Святого, согласно Ин. 20:19:22 и Деян. 2:1-2. Отличие между двумя этими различными событиями таково, что сошествие Иоанна касалось только двенадцати апостолов, вернее десяти из них (Фома тогда отсутствовал, хотя, разумеется, позднее и он воспринял его благословения), а Деяний – ста двадцати человек (Деян. 1:16; см. «все» в Деян. 2:2,4). Первое «сошествие» предоставляло ученикам право на осуществление конкретного поручения (см. «посылаю», «простите»), тогда как второе – духовное единение с Богом. Это было специальное поручение, для осуществления которого также была необходима хотя бы часть той «силы», которую они должны были получить позже.
Возможно, именно во время первого «сошествия» ученики получили подлинное духовное возрождение, поскольку стали понимать волю Божью (см. Лк. 14:45-49). Заметьте, что почти каждое явление Воскресшего Христа сопровождалось наделением какими-то дарами (Лк. 24:27). В день же Пятидесятницы Дух Святой явил наибольшее количество знамений и чудес (шум с неба, огненные языки и способность говорения на иностранных языках). Это была уже полнота благословений Божьих, наступившая от вступления в свои исключительные права в церкви Духом Святым, согласно обещанию Христа (Ин. 14:26; 15:26; 16:5). Начало Его особого (внутреннего) действия среди людей и считается формальным зарождением церкви Христовой.
При этом важно отметить, что лишь немногие из первых христиан были живыми свидетелями учения Христа и обладали правом учить основным положениям Богодухновенной доктрины (Деян. 1:21-22). Никто из последующих поколений христиан этими правами не мог пользоваться. Дар языков послужил лишь цели «открытия дверей» для спасения язычников, когда же они открылись, надобность в «ключах» отпала.
Основные выводы
Существует мнение о том, что для всякого уверовавшего нужно еще пережить сверхъестественное воздействие от Духа Святого в виде получения дара языков, исцеления и др. Мы не находим в Библии того, чтобы данные чудодейственные дары постоянно сопровождали верующих, а также того, чтобы ими обладали совершенно все верующие.
Так, например, дар исцеления даже апостолы имели непостоянно (Павел не мог исцелить Трофима – 2 Тим. 4:20 или Тимофея – 1 Тим. 5:23), и он был даже заменен на практику приглашения к больному пресвитеров и личного исповедания грехов (Иак. 5:14-15). Это говорит о том, что Дух Святой может давать какой-то сверхъестественный дар уверовашему, а может и не давать, ограничившись естественным (вспоможения, управления, наставления).
Значение дара пророчества также изменилось не в сторону сверхъестественности его содержания. Так раньше Дух Святой вдохновлял пророков на написание книг Священного Писания, с приходом же Христа, как полного Выразителя Божественной истины (Евр. 1:1), эта надобность исчезла. С этого времени Дух Святой не создает Писание, а лишь его истолковывает («напомнит вам все, что Я говорил вам» — Ин. 14:26; «будет говорить, что услышит»; «от Моего возьмет и возвестит вам» — Ин. 16:13-15). По этой причине совет Павла о том, чтобы мы пророчествовали равнозначен современной проповеди.
Таким образом, мы не находим в Писании того, чтобы внешние признаки постоянно сопровождали служение учеников Христа. Говорение на языках имело место лишь трижды (Деян. 1:5; 2:4 и 10:46; 11:15-16, а также 19:1-7). В первых двух случаях внешний признак был крайне необходим, поскольку показал апостолам, что и язычникам уже был дарован дар спасения. Тем более, что у них не было времени увидеть плоды возрождения и удостовериться в них. Последний же случай говорил о том, что верующие из язычников – ученики Иоанна – также были приняты в церковь Христову.
У нас нет оснований использовать эти три текста для подтверждения идеи, что крещение Духом Святым непременно должно сопровождаться сверхъестественными внешними знаками. Разумеется, можно быть христианином и не иметь этих даров по воле Бога, а не про причине своего непослушания. Так, Павел, сказав коринфянам, что «все» крещены Духом в 1 Кор. 12:9-10,13, тут же утверждает, что не все из них говорят языками (1 Кор. 12:30), считая это положение нормальным.
По этой причине совсем легковесным выглядит утверждение о том, что каждый христианин должен иметь свою минипятидесятницу. Также нет оснований видеть в способности говорения на языках обязательный для каждого христианина дар, причем действующий в его жизни на постоянной основе. Мало того, мы убедились в том, что ряд особых чудес был присущ лишь апостольской эпохе, в которую было заложено доктринальное «основание» церкви. Вот почему особого рода «знамения» должны были сопровождать «верующих» (Мк. 16:17-18) именно этого периода домостроительства церкви. В другой период времени Бог не обязан вести Себя именно таким образом, как в Первой церкви. Пятидесятница, как и Голгофа, неповторима.
Касательно характеристики «языков» в Новом Завете можно отметить, что три случая их использования отмечены в одной и той же книге Деяния. Это имеет значение, поскольку в первом из них это были конкретные грамматические и исторические языки. Поскольку основную о них информацию Лука дал в самом первом случае упоминания о них, в двух других не было необходимости такого уточнения, поэтому они описаны более просто, но подразумевают именно сказанное в самом начале. Языки же коринфян резко отличаются от апостольских и, судя по ограничению этой практики Павлом, их можно считать только искусственным подражанием истинным языкам. Павел не осуждает их полностью лишь потому, что на ряду с этим искажением было и истинное использование языков, которое нельзя было запрещать. Павел предпринял лишь самые необходимые меры для того, чтобы отличить мякину от половы.
Таким образом Бог сделал условием крещения Духом не чувства христианина, а его веру (Мк. 16:6; Ин. 1:12; Рим. 10:9), которую мы должны испытывать (2 Кор. 13:5). Мы не нуждаемся в особом подтверждении нашего спасения, поскольку Богу не нужно повторять дважды, что спасение зависит лишь от нашего покаяния и веры. Наши же слишком переменчивые чувства здесь не причем. Уверенность христианина в его спасении покоится исключительно на верных обещаниях Бога, чтобы мы при этом ни чувствовали. Все остальное имеет второстепенное значение и может совершаться в жизни возрожденного человека, а может и отсутствовать – это уже как пожелает Господь.
Основным библейским утверждением касательно крещения Духом Святым является то, что мы «погружаемся» или «крестимся» в Дух лишь при условии полного посвящения Ему нашего сердца. Отталкиваясь от этого, Он делает нас способными быть послушными Ему и на практике. «Начатком Духа» (Рим. 8:23) или Его «залогом» в нас (2 Кор. 1:22; 5:5) является возрождение, а его полнотой – опыт неуклонного практического следования за Христом. При этом спасенными мы становимся от самого присутствия Духа Святого в нашем сердце, вне зависимости от того, насколько могущественно Он еще может проявиться в нас. Мы приняли Его, а затем учимся Ему повиноваться, чтобы Он выразил Себя в нас во всей полноте. Таким образом мы уже «крещены» Им, даже если практически еще и далеки от полноты освященной жизни. Говоря простым языком, даже самое малое погружение в Дух есть свидетельство принадлежности Ему. Таковы общие контуры библейского учения о крещении Духом Святым.