Перевод сделан служение «Глазная Мазь». Источник: Trinity Foundation, Inc. http://www.trinityfi.org/
Речь, произнесенная Оле Энтони, президентом Trinity Foundation, Inc., 23 сентября 1994 г. на конференции по культам, оккультизму и движению «Слово веры», состоявшейся в Филадельфии, США.
Телевидение, несмотря на все его недостатки, имеет одно достоинство. Оно заглядывает в душу общества или общества и усиливает, выявляет то, что там скрыто, что бы ни таилось там, за клише и декларируемыми ценностями, по отношению к которым люди лицемерят.
Язычество, олицетворенное в телеевангелистах — вот что телевидение выявило в самом корне нашего общества, и особенно в американской Церкви. Подобное уже случалось в Европе в XVI в., только там была другая технология — печатный станок. Новая технология приоткрыла гротескную форму язычества в Церкви, и это привело к Реформации. Доминиканский монах Йоган Тецель был лишь одним из многих, посланных Папой продавать индульгенции в попытке собрать деньги для перестройки собора св. Петра и оплаты долгов. Его послание было простым: «Дай денег и твои грехи будут прощены». Печатный станок позволил организовать массовое производство булл за короткое время. Представители Папы получили указания прибыть в город с помпезностью, имея при себе напечатанные папские буллы, дававшие разъяснения о новых индульгенциях.
Как и телеевангелисты, Тецель вошел в раж. Его призывы были настолько вульгарны и корыстны, что смутили каждого, а не только монаха Мартина Лютера. Были также и нечистые махинации, как и в случае с некоторыми телеевангелистами, изучением которых мы занимались. Тецеля сопровождал представитель банковской организации Fugger из Аугсбурга, который осуществлял контроль за денежными поступлениями.
Лютер, и без того шедший к реформам, разразился своими 95-ю Тезисами. В результате произошла Реформация, причем битвы велись с широким использованием новой технологии, путем напечатанных трактатов и памфлетов.
Происходит ли то же с телеевангелистами? Многие из сегодняшних телеевангелистов, исповедующих принцип «слова веры», определенно похожи на вошедшего в азарт Тецеля, как до них таковыми были Джимми Своггарт и Джим Бэккер.
Церковь должна быть в шоке от вопиющего парада языческих идей, устроенного ими, от их «подайте-ка сюда Евангелие преуспевания». Церкви должно быть стыдно за то, что она позволяет бизнесу объемом в 2,5 млрд. долларов охотиться за пожилыми, бедными и доведенными до отчаяния людьми, делая это во имя Божье.
Я называю это язычеством, потому что если вы из христианства изымете крест, то не останется ничего, кроме язычества — даже если оно выглядит как Церковь. А креста в этих передачах не найти.
К сожалению, многие люди имеют только то представление о Боге, которое они получили через выступление телеевангелистов в таких цирках. Trinity Foundation отслеживала деятельность этих «мужей Божьих» с 1973 г. За первые 15 лет наши усилия были в основном сосредоточены на анализе и демографической раскладке аудитории, доктринальных позициях радиовещателей и процентной доле времени передач, которое они уделяют сбору денег.
Мы выяснили, что существует свыше 500 телеевангелистов и около 350 религиозных телестанций, являющихся членами Национальной Ассоциации религиозных вещателей (NRB). Членами NRB также являются около 750 радиоевангелистов на 1550 религиозных радиостанциях. Есть и многие другие, например Роберт Шуллер, Роберт Тилтон и Джин Скотт, которые не являются членами Ассоциации. По нашим подсчетам, общее число теле- и радиоевангелистов в США составляет 2500 человек.
Мы узнали, что эти теле- и радиоевангелисты состязаются за доступ к донорской кормушке примерно пяти миллионов людей. Пятьдесят пять процентов этих людей — пожилые женщины. Еще 35 процентов состоят из тех, кого мы называем «группой доведенных». Они беднейшие и самые нуждающиеся члены общества: те, чьи дети больны СПИДом; чей супруг болен раком; люди, которым грозит стать бездомными; люди, которые переносят тяжелейшие страдания. Некоторые настолько бедны, что они часто посылают (вместо пожертвований. — прим. пер.) свои талоны на льготную закупку продуктов или обручальные кольца. Оставшиеся 10 процентов — люди, которые могут быть классифицированы как крупные собственники, желающие получить духовное оправдание своей алчности.
Мы обнаружили, что множество религиозных вещателей почти не уделяют времени тому, что по их утверждению, они делают — «проповедуют Евангелие».
Мы помогли вывести на свет нарушения попранных проповедниками законодательных актов многих городов и штатов, чьи передачи появлялись на радио или телевидении, а затем проводилась прямая почтовая рассылка с просьбой о пожертвованиях; это делалось даже без подачи заявки и тем более без наличия требуемых разрешений и лицензий для таких действий.
В 80-х гг. организация продолжала отслеживать тех, кто использовал теле- и радиоканалы вкупе с освобождением от уплаты налогов для решения своих политических вопросов и для финансовой поддержки дружественных кандидатов.
После краха Джима и Тэмми Бэккеров и Джимми Своггарта, организация была приглашена для выступления перед подкомитетом Конгресса США, занимающимся расследованием злоупотреблений, совершенных телеевангелистами.
На протяжении последних нескольких лет Trinity Foundation неоднократно просили о помощи такие киты теленовостей, как PrimeTime Live, CNN, Inside Edition и A Current Affair, расследующие деятельность телеевангелистов наподобие Роберта Тилтона, Бенни Хинна, Бишопа Эрла Полка, Лэрри Ли, В. Грэнта и других. Мы открыли бесплатную «горячую линию» для жертв телеевангелистов, по которой поступило более чем 5000 звонков.
Но на на некоторые из самых шокирующих злоупотреблений телеевангелистов мы наткнулись почти случайно.
В 1988 г. мы начали «Даллаский проект» (The Dallas Project), программу для церквей, цель которой — предоставление членами церквей своего крова бездомным.
Мы просто утонули в популярности, которую приобрели у бездомных людей. Мы обнаружили, что многие из них, хватаясь за соломинку, отдали свои последние деньги на одного из телеевангелистов «слова веры». Мы также принимали звонки от многих других служений, которые становились свалкой для отверженного «плода» телеевангелистов.
Одна женщина, как мы узнали, получила наследство в 53 тыс. долларов. Через некоторое время она послала 49 тыс. одному из телеевангелистов «слова веры». Когда для нее настали тяжкие времена, она пришла в его церковь и попросила о помощи. Он посоветовал ей обратиться в агентство социальной помощи. Мы не можем понять такой бессердечности человека, носящего Божье имя. Также нас интересует, как утвержденные на Писании верующие могут отдавать деньги этим пустым разносчикам «богословия сахарной ваты». Но мы видим, что христиане, как и другие люди, точно так же могут быть ослеплены непроверенными предположениями.
На самом деле, это просто. И в личностном, и в общественном смысле переход к язычеству похож на то, как овца щипает пучок травы. Она находит дырку в изгороди и продолжает щипать, пока не дощипается до того, что выйдет за пределы овчарни, в состояние неверия.
Мы неистово двигаемся от одного пучка деятельности к другому, не замечая, как далеко мы отошли от истины. В определенном смысле телеевангелисты оказали нам услугу, показав, насколько далеко мы сбились с пути истинного, что позволительно, к каким видам деятельности церковь стала относиться терпимо. Чрезмерность их испорченности должна заставить нас тщательно исследовать самих себя.
Мы живем как язычники, думаем как язычники и используем языческий взгляд на мир для оценки нашего собственного взгляда. Мы забыли, что Иисус сказал: «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лук. 16:15).
Вспомните, такое язычество — это не сатанизм и не какой-то религиозный ритуал движения «Новой эры». Это путь, общеизвестный для мира и природного человека.
Мое «пощипывание травки» может сперва привести меня на то место, где я могу узаконить своекорыстие. В конце концов, разве Иисус не хочет, чтобы я был счастлив и самореализовался? Иисус должен хотеть того, чего я хочу.
Олдос Хаксли лучше всего обрисовал это в своем романе «Лудунские дьяволы»:
«Долгие религиозные упражнения не упразднили и даже не уменьшили его себялюбие; они служили лишь для предоставления богословского алиби своему эго. Естественный эгоист просто хочет того, чего хочет. Дайте ему богословское образование, и для него станет очевидным и аксиоматичным: то, чего хочет он — это то, чего хочет Бог».
Какая противоположность истинному Евангелию!
Согласно Иисусу, чтобы спасти жизнь (или интересы, или желания), нужно потерять ее. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мр. 8:34-35). Павел вторит этому в Фил. 3:7: «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою».
Следующий пучок травы убедит меня в том, что спастись можно и отдельно от других. Для американских христиан становится опасной самонадеянностью говорить: «Только я и Иисус!», и забывать о Его Теле, Его общине. Нам не дает покоя мысль о том, «каков Божий план для моей жизни»? Ну, если я независимое существо, то я могу придумать это сам. Мне не нужно слушать ничьих увещеваний; мне не нужно просить о помощи или быть уязвимым; мне не нужно каждый день полагать свою жизнь за моего брата.
«И вы — Тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12:27). Это место Писания говорит не просто о бытии в Теле Христовом в вечности. Это Тело представлено в настоящем времени и месте церковной общиной. Чем больше я отделяю свою жизнь от других верующих, тем меньшей благодати я могу быть сопричастником. В сущности, верующий видит себя как часть Израиля, Невесты, нового Иерусалима. Язычник же может видеть только себя одного.
К тому моменту, когда мы поглотили следующий пучок, нам стало больно, мы страдаем, находимся в депрессии, выходим из руки Божьей и превращаем ее во врага. Мы верим языческой лжи о дуализме, о том, что Бог делает только хорошие вещи, а любые неприятности в наших жизнях приходят от сатаны. Мы тайно верим, что «настоящие» христиане никогда не испытывают никакого дискомфорта, борьбы, депрессии или периода сомнений.
Но это убеждение оставляет нас без преимуществ Божьего наказания. Ибо «Господь, кого любит, того наказывает». Принятие этого наказания, а не бегство от него, настолько важно, что не принимающие этого наказания названы незаконнорожденными детьми (Евр. 12:6-8). Апостол Петр напоминает нам «не удивляться» («не чуждаться» в Синодальном переводе. — прим. пер.) огню, который придет к нам, напоминает ожидать гонений и испытаний; считать высочайшей радостью, когда мы угнетены и не идем собственным путем. Потому что если мы не страдаем с Ним, мы не будем с Ним править (Рим.8:19). Именно через наказание взращиваются малозаметные плоды почтительности, терпения и долготерпения.
Если мы забрели так далеко на языческое поле, то с легкостью отвергнем и моральные ценности. Ах, да! У нас ведь есть собственные мнения о положении вещей и наши стандарты, которые мы применяем к себе и другим. Но мы полагаем, что то или иное правильно просто потому, что мы так считаем.
Мы не знаем Закон, и потому не понимаем благодать. Как следствие, мы неспособны к покаянию. Мы никогда не считаем себя грешниками, потому что на самом деле мы не верим в грех. Мы определенно не видим себя «первыми из грешников», как Павел, и поэтому мы не можем отречься от себя и отдать себя Божьему милосердию.
Еще немного — и мы уже почти вышли из поля зрения. Мы обвиняем других за свои собственные поступки. Если наш ребенок плохо ведет себя в школе, это проблема учителя или школьной системы. Если мы споткнемся на тротуаре, мы ругаем город или того, кто положил такой асфальт. В общем, если у вас депрессия или вы не в настроении, в этом виновата ваша жена или ваш начальник.
Возможно, последним пучком травы, который будет съеден перед тем, как овца окончательно превратится в козла, будет безответственность. Наша совесть становится как будто прижженой горячим утюгом. Возможно все: алкоголизм, наркомания, любовные связи, развод, убийство. И по этой причине любви нет места в нашей жизни.
Это тяготение к язычеству скрыто под поверхностью американской Церкви и ослепительно заметно в действиях телеевангелистов.
Одна из причин состоит в том, что телеевангелисты ни за что не отвечают. Они изолированы от своей аудитории и окружены плотными кольцами телохранителей. Никто не сможет сравнить, совпадает ли их личная жизнь с тем, что они проповедуют. Иногда их советы директоров состоят только из самого телеевангелиста, его жены и секретаря.
Еще одна их отличительная особенность — они много лгут. Они фальсифицируют свидетельства, звучащие в передачах. Они скрывают свои проблемы со здоровьем, проповедуя о том, что причина болезней — недостаток веры.
Я часто задаюсь вопросом: что сказал бы Иисус или Павел этим людям? Бесстыдство этих «пророков прибыли» не знает конца. Один из их адвокатов похвастался, что американская Конституция дает им «право обманывать» публику во имя свободы религии. Однако Верховный суд затронул этот вопрос более 50 лет назад. В одном из своих постановлений суд заявил: «Ни в чем, сказанном нами, даже и близко не подразумевается, что под прикрытием религии кто-либо может безнаказанно совершать обман населения».
Это современное язычество сродни тому, которое заразило Церковь в I в. Оно распространялось еретиком по имени Церентус, основным учением которого было «благочестие для прибытка». Он продвигал учение о Царстве Божьем на земле. Когда же оно так и не осуществляется в жизнях последователей телеевангелистов и они не получают того, что им было обещано (было ли это исцеление или преуспевание), телеевангелисты заявляют, что у таких людей просто мало веры. Затем, если вы еще не согласны, они скажут, что в вашей жизни есть скрытый грех. Если и это окажется безуспешным, то это все потому, что вас мучает бес. В конце концов, вам поставят диагноз «одержимость» и пропишут экзорцизм.
Жизни и учения телеевангелистов показывают, что они находятся на прямом пути к язычеству. Но Бог попустил им стать знаменитыми, чтобы Церковь увидела свое отражение в них и покаялась.