Её итоги в свете Писания и здравого смысла (Олег И. Чернышёв)
С 21 по 25 ноября 2001 года в Риге проходила ежегодная конференция, приуроченная к дню рождения «Нового Поколения» (НП) — религиозной организации, не нуждающейся в особых представлениях. Итоги этой конференции были изложены в статье, размещённой на официальном сайте эстонского филиала рижского НП, который находится в городе Йыхве (www.newgeneration.ee). Мы же, со своей стороны, не могли упустить случая, чтобы не высказать свои соображения на этот счёт. В результате, появилась эта статья, в которой мы, по милости Божьей, на основании Священного Писания и здравого смысла анализируем некоторые весьма пикантные заявления главных действующих лиц конференции. Надеемся, читатель по достоинству оценит наш труд и простит нас за излишнюю резкость тона.
Электрическая дуга Ледяева-Матабуко
«И вновь был привычно полон Рижский спортивный манеж»[1] — так начинается очередная сага из серии «Жизнь помазанных людей». Эта серия длится уже несколько лет, и всякий раз радует нас своей непредсказуемостью. Нынче же она совпала с мероприятием, проводимым по случаю празднования НП своего очередного дня рождения: им наконец-то исполнилось двенадцать лет.
Празднование, уверяют подконтрольные НП масс-медиа, удалось на славу: его участники якобы «зарядились силой, наполнили свой дух энергией победы, укрепили веру», а самое НП «озарилось светом признания». Приехали именитые гости, заморские проповедники, друзья-товарищи и просто «тысячи поклонников Иисуса Христа из разных уголков Латвии, из дальних и ближних зарубежных стран». Публика оказалась разношёрстной и наивно-эксцентричной. «Мы — цари, а не подданные, мы — первые, а не вторые, мы — голова, а не хвост» — надрывно, а то и с акцентом, неслось из мощных динамиков легкоатлетического манежа. «Цари», однако, вели себя крайне подозрительно: куролесили не во дворцах, коих в Риге немалое число наберётся, а в захолустном спортивном манеже. «Царь не настоящий!» — так и вертится на языке.
На конференцию прибыли и «пророки»: Сандей Аделаджа, Матс-Ола Ишоэль, Карл-Густав Северин, Анселм Мадабуко. Их приветствовали подобающим для такого пышного мероприятия улюлюканьем и шумовым аккомпанементом. Главный виновник торжества — Алексей Ледяев, вождь всех «новопоколенцев», — был при полном параде. Весь светился. Да и как тут не засветишься, если у таких корифеев «религии тела» в друзьях ходишь?
Отдельно — об Анселме Мадабуко. У этого африканского деятеля необыкновенно тесные, если не пламенные отношения с Ледяевым. В одной из последних своих проповедей Ледяев разоткровенничался и поведал, как он встретился с Мадабуко в Эфиопии, как заглянул в его глаза, как между их сердцами «проскочила электрическая дуга» и как они вступили в завет друг с другом.[2] Всё это прекрасно. Да вот какая необъяснимая несуразность: электрическая дуга — явление вредное. Она возникает при разрыве цепей высокого напряжения. Может и убить. Как же с её помощью заключать заветы?
Кто-то предположит, что Ледяев и не догадывается об этом. Но прочь сомнения! Возможно ли такое, чтобы не знал явлений элементарной физики тот, кто с отличием закончил университет? И кто в результате удачного стечения обстоятельств оказался в нужное время и в нужном месте и был развязан, помазан и призван для того, чтобы пробудить «верхи»? Да не будет! Нет-нет, Ледяев уж точно знает, о чём говорит. «Побочные» действия электрической дуги нисколько не смущают проповедника-иллюзиониста: они — знамение для неверующих, т.е. для нас с вами, дорогие читатели, что наша песенка подходит к концу, и «новый мировой порядок», которому не страшны никакие природные явления — да вот, например, электрическая дуга, уверенной поступью ступает на необъятные просторы Царства Христа, готовясь к решающей битве.
Неужели и Сандей во пророках?
Как велит обычай, празднество началось с «пророческого слова». На этот раз честь его произнести доверили Сандею Аделадже — лидеру и по совместительству «апостолу» «церкви» «Посольство Божье» в Киеве. Он начал так: «12 лет — серьёзный возраст. Начиная с этого момента, вы либо мощно пойдёте вперёд, либо назад».
Любой здравомыслящий человек в этом месте сделает паузу и удивлённо поднимет брови: что же это за пророчество такое? Откуда эти «либо, либо»? Вы либо пойдёте вперёд, либо назад. «Завтра нас ожидает кризис. Или не ожидает. Или не кризис. Или не завтра» — эдак каждый из нас пророчествовать умеет. И особого «апостольского помазания» не нужно.
«Пророк» между тем не унимается: «Больше нельзя двигаться по кругу и делать обыкновенные вещи». Интересно, к себе он это относит или к собравшейся поглядеть на диво публике? По-видимому, к публике. Ведь несколькими абзацами выше автор этого рассказа от лица всех НП признаётся, что они «прошли долгий и непростой путь», и что на этом пути им то и дело попадались «препятствия». Понятно, что когда ты идёшь по кругу, то раз за разом натыкаешься на одни и те же «препятствия», а дорога кажется «долгой» (лучше сказать — бесконечной, ведь ты двигаешься по кругу!) и «непростой».
Не мог Аделаджа удержаться и от того, чтобы не вознести до небес Ледяева: «Я знаю, что пастор Алексей любит радикальные вещи, любит разрушать стереотипы, главное, чтобы ты, церковь, не осталась позади». Это уже симптоматично. Любят они похвалить друг друга и, одновременно, сделать укор людям. Фарисеи тоже имели привычку льстить друг другу, упрекая при этом народ за его равнодушие к их притворной праведности. Иисус же, напротив, фарисеев укорял, а народ миловал. Но кому это теперь интересно?
«Пророчества» на этом, разумеется, не заканчиваются. Эстафетная палочка от «пастора Сандея» эффектно переходит к другим «пасторам», не менее напыщенным, но и не более здравомыслящим, нежели он. «Пророчества», словно мелочь из дырявого кармана, сыплются одно за другим.
Северин, который живёт на крыше
Свой выход Карл-Густав Северин отмечает несколько парадоксальным заявлением: «Я верю, что мы живём в самое интересное время, и величайшие события ещё впереди». Отчего же оно, спросим мы, «самое интересное», если «величайшие события ещё впереди»? Разве «величайшее» — не самое интересное? Или нынешнее время «самое интересное» оттого, что в нём живёт вышеупомянутый Северин? Отнесём эту загадочную диковинность на счёт шведского остроумия. В самом деле: не в каждой стране взрослые дядьки живут на крыше и летают по городу с пропеллером за спиной. «Красивый, в меру упитанный мужчина, в самом расцвете сил» — Карл-Густав Северин идеально входит в образ персонажа одной детской сказки.
Северин продолжает: «Я верю, что ислам падёт и будет время, когда мы будем говорить о «бывшем исламском мире»». И что же вас всех после сентябрьских событий на мусульман-то потянуло? Других тем, кроме «падения ислама», нет что ли? Или вам не даёт спокойно спать вящая слава Кеннета Коупленда? Так мы обещанных им «одного миллиарда обращённых из ислама» уже несколько месяцев кряду ждём. А их всё нет и нет. Или, может, у нас веры недостаточно?
Нет, мы, конечно, понимаем, что после террористических актов в США у многих «пророков» словно бы открылось второе дыхание. Бесы повсеместно мерещиться стали. О последних временах заговорили. Но мусульмане-то тут причём? Администрации Буша они, понятное дело, как «козлы отпущения» нужны. Но вам-то они зачем? Злобу свою вымести не на ком? Или не хотите отстать от моды? Дескать, Кеннет прорёк, а я чем хуже?
Обратим внимание на поверхностность и явно бросающуюся в глаза неопределённость «пророчества». Шведский эмиссар, по меткому замечанию Аделаджы, «делает обыкновенные вещи» — утверждает, что ислам падёт. Ну ясное дело, что когда-нибудь падёт! Все религии, созданные человеком, когда-нибудь падут. Они разрушатся, так как они — предприятия от людей, а не от Бога (Деян. 5:38). Северин не сообщает нам ничего нового; лишь потешает своим наигранным пафосом и профетической «информированностью».
Что касается датировки падения ислама, то горе-проповедник темнит: «Будет время, когда мы будем говорить о «бывшем исламском мире»». Сразу видно — швед. Осторожничает с датами, чтобы не сглупить, как это сделал Коупленд, который скоропалительно назвал точный срок обращения одного миллиарда мусульман в христианство — несколько месяцев после событий 11 сентября. Однако, какой нам прок в осмотрительности Северина? Сказать: «будет время, когда» — значит, ничего не сказать. Любой из нас безо всякой опаски для своей репутации сможет «проречь» то же самое. «Будет время, когда» — слишком неопределённо, и, если говорить до конца, попахивает лукавством. Ведь подлинность пророка определяется по тому, сбывается ли его слово. Однако данное пророчество не проверяемо в принципе. Значит, оно и вовсе не пророчество, а так — «обыкновенные вещи».
Проповедь Слова Божьего или сомнительные чудеса?
Ещё один «пророк», Мадабуко, вступивший с Ледяевым в завет при помощи «электрической дуги», уверяет себя и собравшихся, что «мир спасут не проповеди, но чудеса и сила Божья». Мы не верим своим глазам. Что и говорить — дожили. Нигерийский пастор, оказывается, имеет такое низкое мнение о проповеди Слова Божьего. Что ж, если это так, то для чего, поинтересуемся мы, и ты, и твой закадычный друг Ледяев в проповедниках до сих пор ходите? Если ты хочешь, чтобы твоё слово не расходилось с делом — а этого все из нас хотят, — что тебе мешает совсем перестать проповедовать? Спасай людей исключительно «чудесами и силой Божьей», без слов. Вот только вряд ли ты в таком случае кого-нибудь спасёшь. Ведь истина Божья непреложна: «Всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся. Но как призвать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?… Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:13,14,17). Если ты отказываешься от проповеди как инструмента спасения, то не обрекаешь ли ты этим людей на тщетное призвание Того, в Кого они даже не могут по-настоящему уверовать? Или апостол по-человечески ошибался, а ты, божественный оракул, его тактично исправляешь?
Нам могут по обыкновению указать на те отрывки, которые будто бы дают основание для утверждения, что именно чудеса, а не проповеди играют решающую роль в спасении человека (см., например, Лк. 17:19; 18:49). Но если весь вопрос заключается только во фразе «вера твоя спасла тебя», то какие исцеления сопровождали слова Иисуса, когда Он сказал раскаявшейся грешнице: «Вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7:50)? Если Мадабуко на основании двух первых примеров пытается увязать физическое исцеление со спасением души, то третий пример явно выпадает из его системы. Это даёт нам небезосновательный повод усомниться в корректности его исходной посылки — «мир спасут не проповеди, но чудеса и сила Божья». Ведь Слово Божье, доколе мы верим в Бога Библии, не может противоречить или быть непоследовательным самому себе.
Гармоничность Писания обнаруживает себя в строгой формуле: неясные места Писания толкуются ясными, а библейские события следует трактовать в свете дидактических (т.е. наставительных) отрывков. Таково общее правило герменевтики, и отказ от него не сулит нам ничего доброго. Применительно к нашей ситуации, единственный способ наверняка разрешить возникшую дилемму заключается в сопоставлении действий и слов Христа в указанных выше примерах с самоочевидными библейскими пассажами, имеющими дидактический характер.
Миссия Христа заключалась в благовестии и проповедовании (Ис. 61:1,2). К тому же самому призываются и апостолы (Мк. 16:16). Тождественность служения Христа и апостолов ещё более заметна в словах, с которыми Иисус обращается к Своим ученикам: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20:21). Апостол Павел на собственном примере подтверждает истинность этих слов: «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости, а мы проповедуем Христа распятого» (1 Кор. 1:22,23). И ещё: «Которого [Христа] мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе» (Кол. 1:28). Наконец, он наставляет своего ученика, Тимофея, а вместе с ним и каждого из нас: «Проповедуй слово» (2 Тим. 4:2).
Сопоставляя эти ясные утверждения с отрывками, в которых фигурируют исцеления Иисуса, мы, на основании верного принципа толкования Писания, приходим к единственно возможному решению: чудеса и исцеления, какую бы дополнительную функцию они ни выполняли, предназначались, прежде всего, для подтверждения миссии Христа как Учителя. Больные и увеченные, услышав, что проповедует Иисус, и помня Божьи обетования (например, Ис. 35:5,6), приходили к Нему, и исцелившись утверждались в истинности Его слова.
В свете столь недвусмысленного учения Писания, очевидным становится то обстоятельство, что главная цель Мадабуко — не важно, сознаёт он её или нет — заключается в том, чтобы увести жаждущие истины души от спасительной проповеди распятого Христа и ввергнуть их в пучину исцелений сомнительного происхождения с неясным финалом. Ведь, по словам св. Павла, и сатана действует «со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2 Фес. 2:9). И пусть никто не успокаивается тем, что творимые дьяволом чудеса называются «ложными». Стихом ниже говорится, что он будет действовать «со всяким неправедным обольщением» (2 Фес. 2:10). Поэтому любое ложное чудо будет сопровождаться обольщением, так что люди воспримут чудо реальным, подлинно случившимся, и на этом основании поверят духу антихриста.
Таким образом, чудо самое по себе — ещё не признак действия «силы Божьей» и, следовательно, не инструмент спасения. В таком качестве выступает истина, произнести которую, при всей своей хитрости, дьявол априори не может. Но именно Слово Божье и ничто другое — истина (Ин. 17:17). И поэтому единственное, что даёт нам гарантию неподдельного спасения, — это проповедь истины, проповедь Слова Божьего.
На обычное возражение, что-де Христос посылал апостолов не только проповедовать, но и исцелять (см., например, Мф. 10:8), мы ответим следующим образом. Во-первых, Он посылал их исключительно «к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10:6), а не к язычникам и самарянам, что самое собою ограничивает сферу непосредственного применения данного утверждения. И во-вторых, чудеса и исцеления указывали евреям на пришествие царства Христа (ср. Мф 10:7) и смещение благовестия и спасения с них на языческие народы (Деян. 28:28). После того, как царство Христа уже пришло,[3] и спасение достигло языческих народов, знаки заветного перехода — знамения, чудеса и исцеления, сопровождавшие «уверовавших» (см. Мк. 16:17), — уже не имеют того чрезвычайного значения, как при закладке ОСНОВАНИЯ. В самом деле, стоит ли судорожно цепляться за строительные леса, если величественное здание, которое до поры до времени скрывалось ими, теперь блистает во всей своей красе?
Происходят ли в таком случае чудеса и исцеления сегодня, в постапостольский период? Хороший ответ на этот и многие другие подобные вопросы можно найти в книге Питера Мастерса «Эпидемия целительства» («Завет Христа», Минск, 2002). Консистенцией его взглядов могут служить следующие слова, с которыми мы полностью согласны: «Силою Божьею в ответ на молитву чудеса и исцеления происходят ещё и сегодня. Знамения же и чудеса, совершаемые руками одарённых личностей с целью удостоверения их власти, принадлежат эре апостолов».
Мы приходим к заключению: проповедь Слова Божьего— единственное (за редким исключением в случаях с младенцами и умалишёнными) в наше время средство спасения человека. Напыщенные же откровения Мадабуко — дескать, мир спасут «чудеса и сила Божья», что бы он под ними ни подразумевал, — только его иллюзии, убогость которых хорошо видна даже невооружённым глазом.
Лампа Мадабуко
Пойдём дальше. «Хвала высвобождает силу Божью, — говорит Мадабуко, — сила Божья приносит благодать, а где есть благодать, там все нужды восполняются». Как у него, право, всё просто получается! Стоит, значит, только вскинуть руки вверх и крикнуть погромче, и все твои нужды — дорогие обновки, виллы, мерседесы — считай, у тебя в кармане. Только не забудь точно указать, какой тебе мерседес нужен — цвет, серия, объём двигателя… Заметим, что ни осознание своих грехов и раскаяние в них, ни смирение, ни долготерпение, ни прочие христианские добродетели в этой «формуле успеха» не предусмотрены. А Христа ли проповедует г-н Мадабуко?
Вслушаемся и в этот броский пассаж: «Хвала высвобождает силу Божью». Как обычно, никаких ссылок на Писание в подтверждение этой смелой мысли нигерийский проповедник не приводит. Да и зачем ссылки? Когда твоя церковь Тысячелетия «будет видеть ангелов и слышать Бога», и это станет «обычными действиями», изучение Божественного Слова в свете столь радужных перспектив выглядит унылым и малоэффективным. Да и безнадёжное это дело — искать в Писании подтверждение словам Мадабуко. Когда что-то «высвобождает» силу Божью, словно бы до этого она находилась в некоем подневольном заточении, никакая эквилибристика со священными текстами уже не помогает. Заточить Бога (а Он неотделим от Своей силы и благодати!), а потом Его геройски высвобождать — это может прийти в голову кому угодно, только не библейскому христианину. (Более подробно о манипуляциях с Богом и Его благодатью можно прочитать в моей статье «Действует ли Бог по [нашей] вере?»).
Между прочим, концепция хвалы, «высвобождающей силу Божью», очень напоминает лампу Алладина. В известной сказке было достаточно всего лишь потереть лампу, после чего высвобождался Джинн, происходили чудеса и восполнялись все нужды. Это ничем не отличается от того рецепта процветания, который выписывает Мадабуко. Возникает, потому, естественный вопрос, не из «Тысячи и одной ночи» ли он заимствует все свои идейки, переосмысливая их на христианский манер?
Как Ледяев в четырёх реках заблудился
Завершал конференцию Ледяев. Своеобразно толкуя 47-ю главу кн. пророка Иезекииля, он изрёк: «Реки живой воды должны потечь из-под порога храма в море — мир, и оздоровить его». И далее: «Есть четыре реки, которые должны течь в церкви и нести исцеление обществу».
Замечено, что ледяевским теософемам, какую бы смысловую нагрузку они ни несли, присущи витиеватая размытость и внутренняя коллизия. Но, оказывается, он, вдобавок ко всему, ещё и не умеет читать! Ибо где же он увидел четыре реки? В Иез. 47 упоминается только одна река, вытекающая из-под порога храма и текущая в восточную сторону. И даже несмотря на то, что в 9-м стихе говорится о двух потоках (на иврите букв. — «две реки»), христианские комментаторы сходятся во мнении, что река одна. Но если мы всё же примем точку зрения иудеев о наличии двух рек, это всё равно не объяснит, почему в ледяевском варианте их четыре. Конечно, он может сослаться на Быт. 2, где река, вытекающая из Эдема, разделяется на четыре потока. Параллель между двумя реками — в Иез. 47 и Быт. 2, — без сомнения, красочная. Да вот только никаких обоснований такому параллелизму Ледяев не даёт. Поэтому под сомнение ставится не только его концепция «четырёх рек», но и его способность читать по-русски.
Но самые впечатляющие подробности он приберегает напоследок. Оказывается, каждая из четырёх ледяевских рек имеет своё наименование и назначение. «В церкви, — поучает он, — должна быть полноводная финансовая река, которая не будет ограничивать церковные программы; река молодёжного возрождения, для которой необходимо создать идеальные условия; река исцелений и чудес Божьих и река Благовестия». Согласимся, что это уже слишком. Домыслы, однажды выпущенные на свободу, начинают расти в геометрической прогрессии. Даже Ильич, тоже любивший на досуге пофантазировать, не доходил до такого полёта мысли. Нам остаётся лишь развести руками…
«Полноводная финансовая река». Куда теперь без финансовых рек? Без них не реализуешь самые важные «церковные программы»: не построишь хрустальный и лишённый всякого художественного вкуса Храм Поклонения, не справишь пышные дни рождения «пастора Алексея», не посибаритствуешь «за счёт Иисуса» вдоволь. Это ведь только в апостольское время у македонских церквей (да и не у них одних) глубокая нищета преизбыточествовала в богатстве их радушия (2 Кор. 8:1). Сегодня, очевидно, ситуация иная — чтобы быть радушным и «не ограничивать церковные программы», требуется богатство сродни Соломонову. Только с его помощью «Церковь Тысячелетия» осуществит свою мечту — построит «новый мировой порядок».
Не знаем, право, о каком «Тысячелетии» идёт речь, но слова, с которыми Господь обращается к лаодикийской церкви, актуальны во все времена: «Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чём не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3:17). Может Ледяеву, вместо «полноводной финансовой реки», приобрести у Господа «глазную мазь» ?
«Река молодёжного возрождения». Почему только молодёжного? А старики, люди среднего возраста, дети? Они — за бортом возрождения? В концепцию «Церкви Тысячелетия» они уже не вписываются? Пророчество Исаии о Божьем суде над израильским народом здесь как нельзя кстати: «И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними» (Ис. 2:4). Делая такой сильный акцент на молодёжи как основе «нового мирового порядка», Ледяев, видимо, забывает о внутренних дефектах, приводящих к саморазрушению желанного «порядка»: эти дефекты — молодёжь, проникнутая наполеоновскими планами и взявшая, наперекор самому порядку вещей, бразды правления в свои руки. Она ещё не один раз набедокурит, пока Ледяев не поймёт (если поймёт!), что он сам, без посторонней помощи, всё это время старательно подпиливал сук, на который когда-то нимало не стыдясь помпезно воссел.
Мы уже достаточно сказали о «реке исцелений и чудес Божьих». Не будем останавливаться на этом ещё раз, а перейдём сразу к последней ледяевской реке.
«Река Благовестия». Признаемся, Ледяев порой употребляет абсолютно правильные слова. Но не будем преждевременно трубить в его честь. Ведь не думаем же мы, в самом деле, что под «благовестием» он подразумевает именно то, что оно в действительности означает? Да и как из худого источника может проистекать что-либо доброе?
Впрочем, сам Ледяев не оставляет никаких сомнений в том, каков подлинный смысл его изречения. Он говорит: «Да, потому что пробуждение «снизу» — это явление кратковременное и хрупкое… Пробуждение «сверху» — вот ключевой стратегический вопрос Церкви последнего времени».[4] Позволим себе заметить, что под пробуждением «снизу» Ледяев подразумевает благовестие среди обычных граждан, а под пробуждением «сверху» — проповедь среди «чиновников, депутатов, министров и представителей верховной власти».
Поинтересуются, почему пробуждение «сверху» вызывает у нас такую негативную реакцию? Разве в замысле Ледяева кроется нечто подспудное, невидимое с первого взгляда? Ответ на этот вопрос даётся в следующем подзаголовке, который полностью посвящён анализу ледяевской концепции пробуждения.
Четыре реки Ледяева — это Сцилла и Харибда для его адептов, да и для всех тех, кто так или иначе не равнодушен к его притягательным поучениям. Войдя в первую реку, они погружаются в пучину неограниченного монетаризма,[5] главная цель которого — укрепление церковно-политического истеблишмента[6] за счёт широких масс населения, оболваненных очередным, разыгранным как в спектакле чудом. Вторая река вызывает у них стойкую антипатию к устоям общества, его культуре и духовному наследию. Старейшины (на греч. — пресвитеры) теперь не нужны. Их мудрость, терпение и жизненный опыт отметаются в сторону волной «молодёжного возрождения», сметающего на своём пути всё то здравое, что ещё осталось в наших церквах. Третья река, доставляющая невыразимое наслаждение их бренным телам, отупляет их настолько, что они отбрасывают как ненужную проповедь Слова Божьего, всё глубже и глубже погружаясь в сладкие воды целительных грёз. Наконец, окунаясь в четвёртой реке, они напрочь забывают о ближнем и направляют все свои силы на насильственный захват власти путём экспансии «нового мирового порядка». Таковы четыре реки, между которыми уже который год безвылазно бродит г-н Ледяев.
Что такое пробуждение по-ледяевски?
Да простит нас читатель, если мы вновь отступим от плавного течения этой статьи и предадимся неспешным и вдумчивым размышлениям о том, каков же подлинный характер ледяевского пробуждения. Нас будут интересовать его границы, а также сходство с библейским типом пробуждения (возрождения). Этот анализ, надеемся, побудит всех здравомыслящих людей пересмотреть своё отношение к человеку, которого ещё вчера они называли «пастором Алексеем».
Чтобы не бросить и тени подозрения на безупречную репутацию Ледяева, немедля проясним очевидное: ни о какой проповеди Евангелия в связи с намечаемым «пробуждением» тут нет и речи. Как же тогда он собирается пробуждать «верхи», спросит читатель, слегка ошеломлённый таким неожиданным поворотом мысли? Ответ на этот вопрос, как это ни странно, уже дал Мадабуко — чудесами и силой Божьей, без проповедей. И пусть никто не думает, что нигериец высказал лишь своё частное мнение. Перед многотысячной аудиторией «новопоколенцев» и в присутствии самого Ледяева никакого частного мнения быть не может. Дозволено говорить только то, что дано от «Духа», находясь при этом, разумеется, в «помазании». Поэтому слова Мадабуко — это слова Ледяева, и наоборот.
Бесспорно и то, что все, не попавшие в разряд «верхов», — а их, подозреваем, подавляющее большинство, — при таком стечении обстоятельств остаются, мягко говоря, «в дураках». Они, со слов Ледяева, — явление «кратковременное и хрупкое». Им хоть кол на голове теши — всё без толку. Не вписываются они в концепцию «нового мирового порядка», право, не вписываются. Зачем же попусту тратить на них «силу Божью»? Не предусмотрена она для них. Им разрешается лишь полюбоваться на «чудеса» — издали. «Хочешь подойди поближе? Изволь-ка показать удостоверение депутата или его помощника. Нет удостоверения? Тогда просим на задние ряды — зрителем. Ты — явление временное».
Ледяев, разумеется, в данном месте сделает контр-выпад: мол, пробуждение «сверху» влечёт за собой непременное пробуждение «снизу». Настроившаяся на волну «нового мирового порядка» власть кнутом и пряником «погонит» массы к Христу, в результате чего образуется общественный консенсус, отпадёт необходимость в первоначальном делении людей на касты — «верхи» и «низы», и все будут довольны.
О движущей силе возрождения по учению Библии мы поговорим чуть ниже. Сейчас же постараемся выяснить, осуществимы ли мечты Ледяева об «общественном консенсусе» в результате того типа «пробуждения», который он выдаёт за «стратегический».
Беспристрастная история показала, что навязывание — пусть в самых лёгких формах и из самых лучших побуждений — очередного «пробуждения» не приносит ожидаемых результатов. Византийские императоры пытались навязать — когда убеждением, а когда и силой — верующим Сирии, северной Африки, Персии и Армении догмы и обряды, присущие греческой Церкви. Последствия такой непродуманной политики ужасны: Восточная Церковь не только раскололась на православных и монофизитов (называвших себя, естественно, тоже православными), с дальнейшим разделением последних на многочисленные толки, как национальные, так и наднациональные, но и за непродолжительное время совершенно пала под ударами ислама, среди приверженцев которого продолжало сохраняться изначальное единство. Папа накинул свою сеть на всю западную Европу: его власть простиралась на все сферы человеческой жизни, как религиозные, так и чисто светские: например, торговлю. Но искреннее стремление загнать людей в узкие рамки католического «пробуждения» обернулось кровавыми крестовыми походами, «святейшей» инквизицией и многовековым параличом экономики, науки и искусства. Под предлогом «пастырской заботы» было установлено беспощадное насилие над личностью. Учение о сохранении грешным человеком образа Божьего, словно в насмешку, наперекор августинианству и, частично, томизму, стало официальной церковной догмой. На деле же, людей взнуздывали как ничего не стоящих рабов, нимало не задумываясь о том, что в них продолжает оставаться частичка божественного. Даже после смерти человек не избавлялся от уз рабства; уже находясь в чистилище, он по-прежнему оставался под властью всесильного Папы. Великая Реформация принесла долгожданное облегчение и дала надежду; казалось, всякое насилие, пусть и из лучших побуждений, кануло в прошлое. Но надежда так и осталась надеждой. Выроненную Папой тиару не долго думая подобрали гражданские правители — князья и магистраты, чтобы с помощью двух жестоких принципов, «cuius regio eius religio» («чьё правление, того и вера») и эрастианства, сделать себя светскими кардиналами и епископами, грубо предписывая «низам», как и во что им верить. Лютеранские страны, реформатские кантоны Швейцарии и Англия Стюартов в той или иной степени ощутили на себе силу пробуждения «сверху».
Всё это справедливо по отношению и к нашей стране. Обращение в христианство князя Владимира — как видим, обращение «сверху», — привело в перспективе к раздроблению некогда единой Киевской Руси на множество мелких и соперничающих друг с другом «христианских» княжеств, павших в конечном счёте под натиском татаро-монгольских завоевателей. «Подвиги» Александра Невского, ещё одного «христианского» правителя, способствовавшие закреплению ненавистного народу ига, только предстоит осмыслить современным историкам. Пробуждение «снизу» староверов не устраивало государственную власть и высших церковных иерархов, ратовавших за пробуждение «сверху» (ибо изменение обрядов инициировалось патриархом, а не приходскими священниками); гонения на неправильное «пробуждение» не заставили себя долго ждать. Упразднение патриаршества и введение должности обер-прокурора, абсолютно светского человека, фактически взявшего бразды церковного правления в свои руки, надолго остановило развитие Русской Церкви. Вспомним, наконец, метод пробуждения «сверху», которым пользовалась советская власть в отношении РПЦ, ВСЕХБ и др. конфессий.
Если всеми перечисленными выше примерами пробуждения «сверху» нам не удалось до конца убедить сомневающихся, приведём ещё один аргумент, самый ясный и очевидный. Вспомним, как радовались «пророки», когда Буш-младший стал президентом США. Чего нам только не предвещали в связи с этим событием. В устах «пророков», включая и А. Ледяева, Буш немного немало становился спасителем всего христианства. И что же? Самый «христианский» президент совершает акт идолопоклонства в синтоистском храме в Японии, заигрывает с исламскими лидерами, упорно не замечает преследований христиан. Оправдал ли он ожидания? Думаем, нисколько.
Пока мы не поймём, что Церковь обладает суверенитетом в своей собственной сфере и не зависит от власти, как посредника между ней и Богом, пока в нас не укоренится непогрешимая истина, что не власть, а божественное право, изложенное в Св. Писании, устанавливает положение Церкви в государстве и определяет её характер и приоритет целей, пока, наконец, мы не прекратим тщетных попыток выстроить «вертикаль» некоего нового порядка, все наши благие намерения будут непременно прокладывать всё новые дороги в ад. И если не мы, то наши дети и внуки ощутят на себе все прелести навязанного сверху порядка. Вместо общественного согласия выявятся скрытое недовольство, диссиденство и преследования «пробуждённой» властью «не пробуждённых» еретиков. Запылают костры, застучит топор на плахе. И не Папа будет стоять во главе этого, а правительство «нового мирового порядка». Пожелаем ли мы это нашим потокам?
Ледяевское пробуждение «сверху», таким образом, подразумевает под собой разделение общества на касты, ничем неприкрытый контроль и насилие над личностью и установление жесточайшего порядка. Привилегии быть «пробуждённым» и иметь в своём распоряжении «силу и чудеса Божьи» будут принадлежать лишь избранным — властолюбцам всех мастей. «Низам» останется лишь одно: покорно внимать своим новым пастырям, волкам в овечьей шкуре. И если сегодня у них ещё остаётся выбор — покинуть тоталитарную организацию и присоединиться к Церкви — сообществу свободных во Христе, то куда они пойдут завтра, когда «новый мировой порядок» наполнит собой всё?
Теперь каждому «новопоколенцу», не причисленному к властной элите, должно стать понятным, на что направлены его пожертвования, которые он завидной регулярностью подносит к ногам Ледяева на ежемесячных праздниках «десятин». Они не расходуются на помощь больным, малоимущим или нищим. И их не высылают в качестве финансовой поддержки для гонимых христиан. Нет, ими, по сведениям, оформляются известные рекомендательные письма к чиновным умам за подписью князя Хованского, как говорили встарь на Руси. Чиновники, депутаты и министры, разумеется, в долгу не остаются: пробуждаясь от такой «силы» словно по команде, они открывают перед «новым мировым порядком» двери настежь «вплоть до самой обетованной земли». Недавние события в Ярославле — яркий пример подобного «пробуждения» (подробнее см. http://ruscan.narod.ru/news/).
Нас могут упрекнуть в равнодушии к судьбе государственных мужей. Но это совсем не так. Благословение для Церкви, когда чиновники — христиане. Поэтому и среди них необходимо проповедовать Евангелие. Но пусть умолкнут уста тех, кто сегодня смещает приоритеты и нарушает гармонию в Божьем царстве. В Теле Христовом не может быть никаких разделений на касты: две лепты нищей вдовы не менее ценны, чем Миланский эдикт Константина Великого, а забота Лидии об апостолах не уступает жертвенности и мужеству Фридриха III Благочестивого. Пробуждение «снизу» так же влиятельно, как и пробуждение «сверху». Однако даже это утверждение — не конечный вывод, но лишь промежуточное звено, ведущее к основной мысли, полностью противоположной ледяевским ухищрениям: движущей силой духовного возрождения является народ Божий, община Христа, или «низы», пользуясь терминологией Ледяева. Нигде это не проявилось так отчётливо, как среди реформатских христиан. Абрахам Кайпер, будучи одновременно премьер-министром Нидерландов и реформатским пастором, писал: «До этого времени [Реформации. — Примеч. авт.] всякий импульс к дальнейшему движению исходил от государства, Церкви или науки и лишь затем нисходил на уровень народа. При кальвинизме же народы сами проявляют активность, выражают собственную волю, устремляются к более высокой форме общественной жизни и лучшим условиям существования. Кальвинизм поднялся вместе с народом… Среди гугенотов, в Бельгии, в Нидерландах, в Шотландии, а также в Америке народы сами становились движущей силой».[7] Именно народ, которого так недооценивает Ледяев, взял дело Великой Реформации в свои руки. Не стоит его окончательно списывать со счёта: одураченный иллюзиями, поборами и дутыми чудесами, он по-прежнему хранит в своём сердце искорку веры. Она обязательно разгорится, и пламя великого возрождения разом сметёт на своём пути те соломенные столпы, которые Ледяев силится выстроить из своих «пробуждённых» чинуш.
Мы выявили истинный характер ледяевского пробуждения, основываясь, заметим, исключительно на объективных данных. Но картина будет неполной, если мы не определим библейский тип пробуждения и не сравним его с тем, который так нежно лелеет Ледяев.
Пробуждение (точнее, возрождение) — это рождение свыше, когда душа, уподобляемая мёртвым костям, слышит глас Божий и оживотворяется Святым Духом (Иез. 37). Наперекор легковесным афоризмам Матабуко, Библия учит, что единственной и достаточной причиной возрождения следует считать Слово Божье (1 Петр. 1:23; Ин. 1:13 вместе с Ин. 1:1; Иак. 1:18), в которое необходимо верить, чтобы иметь новую жизнь (Ин. 3:16). Слово истины отождествляется с апостольским благовестием (2 Фес. 2:14; 2 Кор. 3:3 вместе с 1 Кор. 1:17), чем подтверждаются тезисы, сформулированные нами выше в связи с определением инструмента нашего спасения (см. подзаголовок «Проповедь Слова Божьего или сомнительные чудеса?»). Даже мимолетно брошенный на миссию Павла взгляд будет достаточным, чтобы со всей очевидностью признать универсальной его проповедь: большую часть времени он посвящал «низам» — не «мудрым по плоти», не «сильным», не «благородным»,