Какую игру ведёт известный сектоборец священник о. Стеняев?
(о связях Олега Стеняева, руководителя Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. Хомякова и известного «борца с сектами», с неопятидесятниками тоталитарного типа)
Дорогие друзья, братья и сёстры. По милости Божьей мне на глаза попались материалы, в которых убедительным образом показывается, что свящ. о. Стеняев, известный борец с тоталитарными сектами, ведёт по сути двойную игру. Эти материалы представлены ниже.
Для удобства, я опустил ту часть статьи, где говорится о связи Стеняева с богородичниками, кришнаитами и сайентологами, оставив лишь то, что непосредственно имеет отношение к христианству или околохристианству. Ключевые фразы я подчеркнул, а свои примечания выделил курсивом.
Олег И. Чернышёв
НОВОСТИ МИРА ОПАСНЫХ СЕКТ N.21 от 19 октября 2002 г
СЕТЬ ЭЛЕКТРОННОГО БЫСТРОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ О СЕКТАХ (ИА СЭБИС)
Как известно, профанация медицины опасней отсутствия медицины. Фальшивая музыка хуже тишины. К сожалению, этот специальный выпуск новостей мы вынуждены были посвятить проблеме фальшивого сектоведения. История знает случаи, когда тоталитарные секты покупали антисектантские организации или их руководителей для своей рекламы. Так произошло с CAN (Сеть информирования о культах) в США, название и прочие атрибуты которой были выкуплены сайентологами, предварительно разорившими эту организацию. В результате данной аферы, человек, обратившийся в CAN за консультацией, вместо нее попадал под информационную атаку сект, повествующих о своем положительном характере. Так произошло в Англии с «Информ», руководство которого получало взятки от сект и занималось их защитой, хотя данная организация была создана британскими властями для противодействия деструктивным культам. К сожалению, сейчас мы видим в чем-то аналогичную метаморфозу Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. Хомякова. Странная рекламная кампания неохаризматических сект (в частности самого крупного неохаризматического объединения России — «Российского объединенного союза христиан веры евангельской», возглавляемого Сергеем Ряховским), начатая священником Олегом Стеняевым, имеющим имидж «борца с сектами», уже многих ввела в соблазн. Мы не знаем, осознает ли отец Олег все последствия своей деятельности для доверяющей ему как священнику православной паствы, но все же вынуждены предупредить людей об опасности подобной «реабилитации» деструктивных культов, и о не собирающихся отступать от своей преступной практики. Для чего и помещаем ниже следующий материал.
СВЯЩЕННИК ОЛЕГ СТЕНЯЕВ ПОСЕТИЛ БОГОСЛУЖЕНИЕ НЕОПЯТИДЕСЯТНИКОВ.
Москва, 17 сентября, Благовест-инфо. Клирик Московского храма в честь иконы «Всех скорбящих радость» на Ордынке, руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С. Хомякова иерей Олег Стеняев посетил 15 сентября богослужение церкви «Ковчег», пастором которой является председатель Российского Объединенного союза христиан веры евангельской епископ Сергей Ряховский. Православному священнику было предоставлено слово сразу по окончании традиционной молитвы за Президента, Правительство России и за Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
«Когда я услышал, что вы молитесь за Патриарха, тем более, что это происходит каждое воскресенье, я был очень удивлен и обрадован, — заявил о.Олег. — Для меня дорого то, что между христианами различных конфессий устанавливаются хорошие отношения».
По словам о.Олега, он, как и Сергей Ряховский, является «большим противником прозелитизма в России», но считает общение между христианами различных конфессий [! — О. Ч.] совершенно необходимым. «Христианам пора начинать встречи в форме религиозных диспутов», — считает православный клирик.
«Мы должны найти в себе христианское мужество и поднять те вопросы, которые разделяют нас, — продолжал священник. — Этот диалог уже начался, и его трудно будет остановить. Я не считаю эту церковь или другие протестантские христианские церкви сектами [! — эти слова, в свете его последующих высказываний, следует особо отметить. — О. Ч.], эти же слова я могу повторить и господину Дворкину. Какие бы процессы ни проходили вокруг нас, мы должны находить общий язык и общаться».
Со своей стороны, Сергей Ряховский поблагодарил о. Олега Стеняева за его визит и выразил надежду на то, что между Русской Православной Церковью и протестантскими церквами страны будет налажен дружеский диалог.
ЕЩЕ ОДИН ЗАБЛУДИВШИЙСЯ МИССИОНЕР
Недавно московский священник Олег Стеняев (клирик храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и сотрудник Миссионерского отдела Русской Православной Церкви) дал интервью интернет-журналу «Православие 2000», который представил его как «известного специалиста по сектам». Многие мнения, высказанные священником Олегом в этом интервью, очень интересны: о них интересно подумать, с ними интересно поспорить. Но еще более интересно сравнить их с другими высказываниями того же самого священника Олега, сделанными при других обстоятельствах, в разговорах с другими собеседниками. В данном материале собраны некоторые из взаимоисключающих высказываний священника Олега Стеняева. К отдельным из них мы даем пояснения и комментарии.
1. Священник Олег Стеняев одобряет проповедь и методы неопятидесятников, которых он объявляет собратьями-христианами. Пастор пресвитерианской церкви < неразб.> [? — судя по всему, это мог быть, скорее всего, пастор харизматствующих корейских «пресвитериан», и к настоящим пресвитерианам он не имеет никакого отношения. — О. Ч.]:
— Скажите, пожалуйста, отец Олег, почему Ваш выбор <провести встречу и совместную пресс-конференцию> пал именно на брата Алексея <Ледяева>?
Свящ. Олег: — Как православный миссионер я очень чутко реагирую на какие-то изменения богословских тенденций того или иного направления, и я посещал проповеди Алексея, был в кинотеатре, где он выступал, в разных местах, как бы так условно, в кавычках, оказался как бы прихожанином…
Сергей Ряховский: Алексея.
Свящ. Олег: Ходил, смотрел, да. И я скажу, что проповеди Алексея мне показались интересными. Есть для меня, как для православного, спорные вопросы, мы к ним можем подойти. Я думаю, очень важно, когда мы, проводя именно религиозное общение, создаем альтернативу всем другим неправильным формам взаимоотношений между христианами. Нам не надо общаться в судах, нам не надо общаться с посредниками, но мы можем общаться со Словом Божиим в руках. Как в Писании сказано, где двое или трое собираются во Имя Божие, то Господь посреди [! — т. е., Олег Стеняев хочет сказать, что он, Ледяев, Ряховский и др. собираются вместе «во Имя Божие». Это стоит запомнить, ибо ниже им будет высказана совершенно иная точка зрения. — О. Ч.]. Я слушал проповеди и баптистских пастырей, и пресвитерианских пастырей, и адвентистских. Проповеди Алексея мне представляются более живыми, интересными, они не оторваны от жизни, они не схоластичны совершенно. И это достаточно интересно. [2]
Справка. Вот произвольно выбранные отрывки из «живых», «интересных», «не оторванных от жизни», «не схоластичных совершенно» проповедей Алексея:
«Православие — мертвая вера!», «молиться на икону — поклоняться идолам», «…и придут попы в рясах, сбросят в угол кресты и иконы и покаются!» [3]
…<Я > улыбался, а дьявол уже и этого боится. Вот почему, когда ты в церкви улыбаешься в православной, ты чуть ли не святотатствуешь [подразумевается, что дьявол силён в Православной Церкви, потому что там не улыбаются. — О. Ч.]. А ну-ка, маску одень! Чего руки на срамном месте держишь? А ну-ка убери! Оказывается, и стоять не так надо! О, Боже мой! Какие жесткие инструкции, а?! Проповедь одну помню: «Всякая улыбка — это гвоздь в раны Иисуса». [По-видимому, это была баптистская проповедь. — О. Ч.] В твои религиозные мозги это гвоздь! [4]
Ну, знаете, это абсолютная правда, всегда радоваться — это значит иметь хорошее настроение. Вера — это хорошее настроение [тут мы обнаружим полное единство между православными, католиками и протестантами: Ледяев «гонит» несусветную чушь, которую нельзя даже назвать ересью; ибо ересь — это отклонение от Истины, тогда как слова Ледяева не имеют ничего общего даже с отклонением от Истины. — О. Ч.]. Ты, может быть, уже столько библейских школ закончил, может быть, уже ты столько формул научился, изучил, столько харизматических, теологических концепций знаешь. Вот знай еще одну формулу: вера — это хорошее настроение
Зал: Аминь! [отметим это единодушное «Аминь». — О. Ч.]
Это широкая улыбка. Это влияние на окружающих. [4]
Знаете, есть много стукачей. Наверное, они прочитали: «Стучите и откроют вам», поэтому они… Я уверен, что шестерки и здесь находятся. Они не перевелись. Стучите, продолжайте дальше стучать. И, может быть, что-то откроется вам, что всех стукачей скоро ожидает тюрьма. Вот один тоже у нас завелся. Мы его не знаем. Партизан. И, короче, застучал, что в «Новом поколении»… Так если бы стучал по делу, а это же такая дешевка! Вот в «Новом поколении», знаете, деньги неправильно расходуются. Вот там, знаете, пастор на машине ездит. Для меня всегда это странный вопрос. Один журналист запарил меня просто: «А почему Вы ездите на машине?» А я его спрашиваю: «А почему ты на трамвае ездишь? Трамвай дороже стоит, чем моя машина». Не правда ли странно, а? Ну и вот, такие вопросы… они заставляют стучать: «Откуда у него дом? Откуда у него вообще-то…?» Какое ваше дело?! «Вот он в церкви, вот собирает, вот такой-сякой!» Ну кто тебе мешает? Иди, открой свою церковь и стриги своих овец! Ну кто тебе мешает? Собери, проповедуй, втирай, грузи их, а потом стриги: три шкуры снимай, пять шкур, пока с тебя не снимут!!! Ну кто тебе мешает?! Иди и живи! [знаменитый пассаж Ледяева, не нуждающийся ни в каких комментариях. — О. Ч.] [4]
Ледяев пересказывает слова одной дамы, «нашедшей себя» в его секте.
Мне стала понятна одна вещь. Я, говорит, прошла много церквей. Я была и в католической церкви. Но знаете, я человек рациональный, и когда попадаю в какую-то организацию, я всегда ищу целесообразности или какой-то рационализм. Для чего существует это? И когда я была в католической, говорит, у меня такое впечатление было, будто нас всех дурачат, и мы согласились на это. Но я не согласилась, я ушла. Я пошла в православную церковь. Знаете, там на каком-то старославянском языке… (или сознательно они это делают, чтобы никто ничего не понял?) чего-то говорят. Я, говорит, пыталась вникнуть о чем говорят. Вот < неразб. > мы с вами разговариваем же. Ну это было бы странно сейчас я вас спрашиваю: «Слушайте, а расскажите что-то о Церкви». И ты начал < подвывая >: «Господу Богу помолимся! У-у-у! Иже еси на небеси! У-у-у!» А ты стоишь: «Понятно. Дальше, дальше». < Опять подвывает .> У-у-у! Ну ты не понял <Крутит пальцем у виска.> и сказал бы: «Извини, я тебя спрашиваю: ты можешь мне понятно объяснить, для чего церковь существует?» [Ледяев в своём репертуаре. Не может не поглумиться над Православной Церковью. — О. Ч.]. И говорит: мало того, что непонятно, еще, говорит, поп прошел, воздух испортил, говорит. Я на улицу вышла, говорит, и легче стало. Я, говорит, теперь я начинаю понимать, почему людям после церкви легче. Теперь мне понятно, почему людям после церкви легче становится. Когда из морга на свежий воздух выходишь, тоже легче становится. [4]
В молитве самое главное — достичь результата. Если ты достигнешь результата, все методы оправданы. [сейчас мы поймём, о каких «методах» идёт речь. — О. Ч.] Вот когда ты в молитве достигаешь результата, ты всегда будешь радоваться. Тогда ты и будешь всегда подскакивать < неразб. > Аллилуйя![4]
Ледяев передает рассказ своего друга — пастора из Абакана, у которого дочка родилась с искривленными ручками и ножками. И это было, говорит, так ненормально, и меня это так возмущало. Я Богу говорю: «Бог! Ну как я могу Тебе служить? Какой я пастор, если у моих детей вот такие вот проблемы? Мне тут скажут: «Слушай, врач, исцели себя самого. Как это можно? Что это за служение? Где твоя вера? О чем ты еще можешь проповедовать?»» Я молился всеми молитвами, я уже и разрушал родословные проклятия, я по хандерам (?) приказывал костям — и шейный феномен, и чего там еще, и тазовый, и какой-то он… все феномены < неразб. >. Ничего не сработало. И уже и елеем помазывал, и в церкви молился. Ну ничего не помогает! И, понимаете, в отчаянии уже я просто однажды утром встал, у меня уже ни терпения не было, ничего не было. Просто на грани срыва был. Я сказал: «Бог!!! В конце концов!!! Или Ты есть, или Тебя нет! Если Ты мне ответишь, то отвечай, если не отвечаешь, то я просто и говорю Тебе и заявляю: если ты не исцелишь эту мою дочку, — < Ледяев показывает два кукиша .> во!!! — И скрутил две фигали. — Во я буду Тебе служить!!!»
<Ледяев говорит кривляясь, растягивая слова, передразнивая [передразнивая нас с вами, дорогие братья и сёстры. — О. Ч.]. > Богохульство! Святотатство! Да как это можно так молиться?!
<Далее обычным голосом > Ну а как можно молиться, если на следующее утро Бог исцелил эту девочку! И когда они подошли к ней и посмотрели, у нее здоровые, вправленные ножки, ручки. Вы знаете, какая там буря благодарности поднялась! Богу нужна вера! Какая разница, в какую молитвенную форму твоя вера будет облечена?! Все, что не по вере — грех! Но когда твоя молитва движется верою, тогда приходит результат! И когда приходит результат, запомни, результат является началом твоей великой радости! [4]
2. Православным священник Олег Стеняев говорит, что не приемлет такого иноземного нововведения, как термин «тоталитарная секта «, а говоря с неопятидесятниками, охотно его употребляет, правда, в отношении других сект.
а) Свящ. Олег Стеняев: …Опасаться мы должны не только этих маленьких маргинальных групп <деструктивных сект и культов>, потому что нас кто-то специально перенастраивает только на эти небольшие маргинальные группы. Я, вообще, восстаю против этого термина — «тоталитарная секта».
<…>
И эта накипь приходит к нам из Америки, в основном, — это разные религиоведы, де-программаоры, которые приезжают на территорию нашей страны и навязывают Церкви даже через документы, которые проходят через Синод нашей Церкви, совершенно неправильную классификацию, совершенно неправильное отношение к разным религиозным группам.[1]
б) Свящ. Олег Стеняев: Есть программа реабилитации, которой мне приходится заниматься. Мы реабилитируем людей, которые выходят из деструктивных сект, культов, в основном, это восточные культы: секты «Аум Синрике», кришнаиты, разные тантрические направления. За прошедшие четыре года через наш Центр, который действует при этом храме, более восьмисот человек вышли из разных тоталитарных сект. [это было сказано в разговорах с неопятидесятниками; см. ссылку. — О. Ч.] [2]
[Иными словами, Олег Стеняев применяет широко известную практику двойных стандартов. Одним говорит одно, другим — другое. Православному журналисту он говорит, что не приемлет таких терминов, как «тоталитарная секта» или «деструктивный культ», тогда как в разговорах с неопятидесятниками использует эти термины по отношению к «восточным культам». — О. Ч.]
3. Священник Олег Стеняев, с одной стороны, призывает православных одинаково критически относиться к «любому неправославному течению», не делая разницы между римо-католиком и сатанистом.
А в присутствии околохристианских и псевдохристианских сект он утверждает, что они же на базовом уровне едины с Православием, что Церковь — это все христиане без учета конфессий. Более того, из его слов выходит, что протестанты (точнее, неохаризматики, которых он причисляет к протестантам) имеют более прямой путь к Богу, чем отягощенные обрядами и ритуалами православные.
В интервью же сектозащитному журналу православный священник Стеняев вообще превозносит целый ряд воинствующих неоязыческих и антиправославных тоталитарных сект.
а) Свящ. Олег Стеняев: Мы должны одинаково критически относиться к любому неправославному течению, будь то свидетели Иеговы, белые братья, лютеране или римо-католики. Вряд ли человек, который будет находиться в аду за латинские ереси и измышления, будет утешать себя мыслью, что он не был «свидетелем Иеговы» во дни своей земной жизни. Или вряд ли человек, который погибнет от лютеранских заблуждений, в аду будет согревать себя мыслью, что он все-таки не был кришнаитом и не бил в бубен, прославляя Кришну. Это надо понять, это надо объяснять людям! [! — Стеняев, прикрываясь маской антисектанта, говорит это православным христианам. На самом деле, никогда Православная Церковь не утверждала того, чему её пытается научить православный священник! — О. Ч.]
<…>
Но по отношению к их заблуждениям я проявляю свой внутренний тоталитаризм, если хотите. В том смысле, что я не приемлю этих заблуждений, в какие бы одежды они не рядились: в тиару католического епископа или в модный костюм протестантского пастора. [1]
[Нижеследующее Стеняев говорит уже неопятидесятникам. — О. Ч.] б) Свящ. Олег Стеняев: И вот христиане — это те люди, которые отказались от спекулятивности, и они избрали путь Христов, они сказали: «Мы Христовы».
Мы по-разному понимаем Священное Писание, у нас есть разные традиции общения с Господом, но мы читаем одну и ту же книгу. Это значит, нам есть о чем поговорить, у нас могут быть общие основания для того, чтобы сформировать общие представления о христианстве как о совершенно конкретном вероучении. И если говорить о православном вероучении, то для нас очень важно определиться, что мы понимаем Церковь не как каменные стены (это часть протестантского фольклора, что мы так понимаем о Церкви), мы учим, что Церковь — это народ Божий, это Тело Христово, верующее во Иисуса Христа как в Сына Божия, как своего личного Спасителя. И вот основополагающие догматические позиции протестантизма, православия, католицизма — они совпадают. Но это не значит, что мы должны идти путем экуменизма. Экуменизм тоже неприемлем для нормальных христиан уже только потому, что Господь ведет нас так, как Он нас ведет. Это Его воля. Вы знаете из Писания, что на одного слепого Господь наложил руки, и этого было достаточно, чтобы он прозрел. А для другого сделал брение, намазал глаза и отправил в почитаемое место — в Силоамскую купель, чтобы там, как положено, в соответствии с обрядами, ритуалами, представлениями о жизни, которые господствовали тогда в иудаизме, произошло бы его исцеление. Господь видит, что мы очень разные люди. Он это понимает. И как Творец, Он хочет найти доступ к сердцу каждого из нас. [2]
[…]
4. Священник Олег Стеняев гневно упрекает «околоцерковное религиоведение» в том, что оно занимается только «малоопасными» в силу своей малочисленности и незначительности нетрадиционными «маргинальными религиозными группами» и публикует книги только о них, в то время, когда требуется публиковать книги о гораздо более опасных, с точки зрения священника Стеняева, баптистах, лютеранах и римо-католиках.
Вместе с тем, по признанию того же Стеняева, высказанного неопятидесятникам, Миссионерский отдел, направление публикаций которого во многом формируется им лично, делает ровно то же, что и столь ненавидимое священником Стеняевым «околоцерковное религиоведение». Ни одной критической книги (или даже статьи) ни об адвентистах, ни о католиках, ни уж, тем более, о своих друзьях-харизматиках он не опубликовал.
[Ниже — интервью православному журналу. — О. Ч.] а) Свящ. Олег Стеняев: Люди не всегда адекватно оценивают масштабы догматической и, следовательно, мистической пропасти между Православием и Римо-католицизмом. И задача современной апологии Православия заключается в том, чтобы обращать внимание на эти расхождения. Странный перекос происходит сейчас в околоцерковном религиоведении: смотрите, сколько книг написано о мунитах (а это очень маленькая маргинальная группа), сколько книг написано о кришнаитах и харизматиках. Но назовите мне хотя бы одну достаточно серьезную работу о евангельских христианах-баптистах. Назовите мне хотя бы одну книгу об адвентистах седьмого дня, о тех же лютеранах! Я не говорю о римо-католиках — о них просто не пишут. А если пишут, то это такие хрестоматийные пересказы с дореволюционных учебников или учебники для студентов Духовной Академии. Доходит до того, что в одной из ближайших к Москве епархий две православные журналистки хотели дать материал о баптистах в православную епархиальную газету. Их вызывает епархиальный архиерей и говорит: «Вы что! Я вам запрещаю писать о баптистах. Это же не тоталитарная секта». Такое отношение к разным религиозным группам, когда одних можно критиковать, а других нет, навряд ли может считаться правильным.[1]
[А это уже интервью, данное неопятидесятникам. — О. Ч.] б) Вопрос: Какие основные направления работы вашего отдела, Миссионерского отдела?
Свящ. Олег Стеняев: <…> И есть издательская программа. Это справочник по деструктивным сектам, разным культам, который был издан Миссионерским отделом. Там нет традиционных протестантских направлений. [под «традиционными» Стеняев подразумева-ет харизматиков. — О. Ч.]
<…>
5. Обращаясь к православной аудитории священник Олег Стеняев признает, что харизматики — это секта, «увлекшаяся околошаманским оккультизмом». Самих же харизматиков он при стечении большого количества народа уверяет, что Православная Церковь относится к ним как к «традиционному протестантскому направлению».
а) Свящ. Олег Стеняев: Католическая экспансия наиболее опасна тем, что из всех религиозных групп, которые действуют на территории нашей страны, наиболее церковной является именно римо-католическая. И простому верующему православному церковному человеку бывает трудно разобраться. Когда он приходит, например, на собрание тех же харизматиков, ему сразу все становится ясно: люди играют там на гитарах, пляшут, поют. Совершенно очевидно, что это какая-то секта. Достаточно пролистать книги сайентологов и уже очевидно, что это разновидность сатанизма. Кто будет сомневаться в том, что кришнаиты обычные язычники, а харизматики увлеклись околошаманским оккультизмом ? [1]
б) Свящ. Олег Стеняев: И есть издательская программа. Это справочник по деструктивным сектам, разным культам, который был издан Миссионерским отделом. Там нет традиционных протестантских направлений.
Сергей Ряховский («епископ»-харизматик): То есть нас там нет?
Свящ. Олег: Нет. Вас там нет однозначно. Алексей <Ледяев («пастор»-харизматик )> , по-моему, даже хотел перекреститься. <Все громко смеются.> [самое очевидное проявление двойных стандартов со стороны Стеняева. — О. Ч.] [2]
[…]
8. Заявляя православным о пагубности и душегубительности любой «ереси» (т. е. в данном контексте любой неправославной организации), священник Олег Стеняев, общаясь с неопятидесятниками, фактически утверждает возможность совместной молитвы с ними.
а) Свящ. Олег Стеняев: Любая ересь пагубна и несет в себе угрозу для спасения души. Однако инославные [т. е., согласно православной терминологии, католики и протестанты. — О. Ч.] в силу своей распространенности и «респектабельности» представляются более опасными, чем мелкие и разрозненные сектантские группы. [1]
б) Свящ. Олег Стеняев : Дело в том, что мы не молимся с другими людьми, потому что они вкладывают даже в одни и те же слова совсем другой смысл. И мы хотим быть до конца честными, мы считаем, что молиться мы можем только со своими, но это не значит, что мы не можем молиться за других. Я вот молюсь за Сергея Васильевича < Ряховского >, и, как до-гадываюсь < неразб .>…
Сергей Ряховский: Я молюсь за Вас.
Свящ. Олег: Я думаю, Алексей < Ледяев > будет за нас молиться. А вот за него мы можем молиться, за других людей, даже не за православных, в домашней молитве.
<…>
Свящ. Олег: Одного батюшку вызвали на епархиальный совет и спросили его: «Почему в твоем храме католики были, и они молились, и ты молился вместе с ними?», на что батюшка ответил: «Извините, это они молились вместе со мной».
Сергей Ряховский: Я думаю, что это тоже хороший совет, который сейчас дал отец Олег. Будем молиться вместе, но как бы каждый думает, что молится отдельно. <Все, включая священника Олега, смеются > [2]
в) Свящ. Олег Стеняев (обращаясь к рижским неопятидесятникам): «Когда я был в Индии, я сидел на площади в индусской одежде и пел в сопровождении индийских народных инструментов мелодии из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Так неужели я не могу молиться совместно с братьями-христианами, если они не православные?» [9]
[…]
10. Несмотря на нарочито туманное заявление, рассчитанное на православную аудиторию, священник Олег Стеняев считает возможным участвовать в акциях тоталитарных сект и даже проводить с ними совместные богослужения, о чем и сообщает в телекамеру.
а) Вопрос: Как вы относитесь к сотрудничеству в области сектоведения православных с представителями других конфессий?
Свящ. Олег: Вы знаете, если меня куда-то приглашают, на какие-то мероприятия, которые организуют неправославные, я иду туда только с одним намерением засвидетельствовать о православной вере. И я это делаю достаточно успешно. У нас есть не просто рядовые сектанты, которые оставили свои заблуждения и перешли в Православие, но есть даже пастыри, которые со своими подопечными вернулись в лоно Православной церкви. И таких людей становится все больше и больше. Я стараюсь заниматься миссионерской работой не только с отдельными сектантами, но и с руководителями тех или иных религиозных групп. И при этом я считаю, что я имею очень доброе отношение ко многим из этих людей. Я именно и проповедую Православие этим людям, потому что я люблю их, потому что каждый человек есть творение Божие. Но по отношению к их заблуждениям я проявляю свой внутренний тоталитаризм, если хотите. В том смысле, что я не приемлю этих заблуждений, в какие бы одежды они не рядились: в тиару католического епископа или в модный костюм протестантского пастора. [1]
б) Алексей Ледяев: . Мы прибыли в Москву по приглашению…
Сергей Ряховский: Отца Олега Стеняева
Алексей Ледяев: Отца…
Сергей Ряховский: Олега Стеняева.
Алексей Ледяев: Олег Стеняев. О нём пару слов скажет Сергей Ряховский.
Сергей Ряховский: О, это очень известный борец с сектами. Это руководитель Миссионерского отдела Русской Православной Церкви. Вот. Настоятель этого храма, который ведет серьезную борьбу с сектантством. Мы ведем вместе с ним [интересно, о какой это своей антисектантской деятельности говорит Ряховский? Может, о том, какую ведут известные сектозащитники — Пчелинцев и В. Ряховский? — О. Ч.]. Поэтому здесь он пригласил дорогого Алексея, очень много о нем слышал, видел все его кассеты, проповеди. Поэтому он с ним хочет познакомиться и провести первую встречу, чтобы потом, через некоторое время вот в этом храме провести большое служение, где будет проповедовать Алексей. [2]
в) Алексей Ледяев: Я в последнее время обращаю внимание, что что-то там никакого конфессионального вообще налета нету. Вот на обочине человек. Он нуждается так, как Россия, так, как Латвия, как люди сегодня, брошенные, изнасилованные, уничтоженные, разграбленные, оклеветанные. Идет священник. Какая разница, кто? Титулы не помогут людям. Идет левит. Никто не поможет. Идет добрый самарянин. Какие титулы Бог имеет в виду? Добрый самарянин. Иисус Христос. Милосердие. Любовь. Он помог ему. Он помог ему. И на сегодняшний день, мне кажется, я уверен, что наш авторитет ваще поднимется, когда мы реально займемся тем великим поручением, которое Христос ваще дал нам. <Сидящий рядом священник Олег Стеняев ничего не возражает.> [2]
г) Алексей Ледяев: Спасибо. Скажите, могу ли я в своей церкви, когда мы будем смотреть этот репортаж, обнадежить людей тем, что если мы пригласим Вас, то Вы ответите на это предложение и приедете к нам для того, чтобы проповедовать, для того, чтобы свидетельствовать, для того, чтобы служить не только нам, но и всем православным, которых мы еще и постараемся пригласить.
Свящ. Олег Стеняев: Если я буду жив, и Господь позволит, то я с радостью посещу вашу общину. Как я уже сказал, у каждого православного миссионера есть то слово о Христе, которое он хочет нести каждому человеку, независимо от его религиозной принадлежности, национального происхождения и территориального местоположения. Мы хотим быть среди людей неправославных ничего не знающими, кроме Иисуса Христа , и притом распятого.
Алексей Ледяев: Спасибо. Что бы Вы могли сказать, скажем, православным верующим в Латвии? Потому что, вероятно, эта программа, она будет на телевидении, эта программа привлечет внимание верующих разных конфессий. Чтобы Вы могли сказать им?
Свящ. Олег Стеняев: Я бы сказал православным в Латвии помнить о том, что Православие — это, прежде всего, образ жизни. Это не то, как мы себя называем, это то, как мы живем по учению святых отцов нашей Церкви. <…> И если вы встречаете людей другого, не-православного вероисповедания, не спешите осудить этих людей, [а сам лично, вопреки учению Православной Церкви, осуждает их в ад. — О. Ч.] а скорее задайте себе вопрос: почему они ушли в другие направления? Может быть, в этом есть и наша вина. [2]
11. В очередной раз заявляя православным, что об опасности тоталитарных сект говорят лишь «экуменисты», открывающие врата для гораздо более опасных и смертоносных «традиционных конфессий», священник Стеняев, обращаясь к неопятидесятникам (именуемым им «традиционной конфессией») говорит о дружбе, открытости, общении и взаимовыгодном сотрудничестве на основе общих библейских убеждений и общей библейской веры.
а) Свящ. Олег Стеняев: Когда говорят «тоталитарная секта», предполагается, что есть «нетоталитарные секты». Я думаю, что это делают экуменисты, которые считают что так называемые «традиционные конфессии» не представляют собой опасности для Православия. [1]
б) Свящ. Олег Стеняев: На правах хозяина очень рад поприветствовать Алексея Ледяева у нас. Это для нас тоже радостное событие — увидеть Алексея, как-то с ним общаться. Дело в том, что Миссионерский отдел, в котором я работаю, он отличается своей открытостью по отношению к людям самых разных религиозных убеждений. Я считаю, что сейчас такое время, когда взаимоотношения между христианами разных направлений не должны являться объектом спекуляций всевозможных диссидентов, которые на этом зарабатывают деньги, для всевозможных судебных служб, которые тоже на этом хотят кормиться. Мы, христиане, можем общаться без посредников, мы можем общаться лицом к лицу. А все эти журналисты, всякие диссиденты, всякие сектозащитники, нападающие на секты, религиоведы — это люди, которые мало имеют отношение к Библии. Они могут говорить на юридическом языке, на языке сплетен, слухов, домыслов. А язык верующих людей — это язык Священного Писания, потому что сказано: «говорит ли кто, говори, как Слово Божие». И поэтому я считаю, что такая встреча — это вот первый опыт такой, когда христиане разных направлений встречаются вместе, чтобы действительно «говорит ли кто, говори, как Слово Божие». Мы в этом нуждаемся.
Алексей Ледяев: Для меня было очень приятной новостью, что между руководством пятидесятнического союза и, скажем, руководством Православной Церкви такая дружба. <нет возражений> [т. е., Стеняев даёт Ледяеву понять, что между ним и Православной Церковью установились дружеские отношения, чего на самом деле нет и в помине. — О. Ч.] Я всю жизнь мечтал об этом. Мне даже снилось однажды об этом. И когда я услышал о том, что у Сергея была беседа с отцом Олегом и по поводу вообще этой встречи — я сначала не поверил, я думал, это какая-то шутка. Но оказывается, здесь всё намного серьезнее. И я просто хотел бы поблагодарить Вас, отец Олег, за то, что вы предоставили такую честь ваще принять нас, что Вы пригласили нас, и я охотно поделюсь тем, что у нас есть. Я думаю, что у нас общего больше, чем необщего. Если в целом говорить о пробуждении в Прибалтике, то пробуждение набирает обороты, люди спасаются, церковь <неопятидесятническая> растет. Конкретно уже видна тенденция, что от непризнания церкви как-то общественность, уже хочешь или не хочешь, но поворачивает в сторону признания. [2]
В заключение мы хотели бы напомнить о материале из протестантской информационной службы «Радиоцерковь» от 11 ноября 1998 г. (автор — Лидия Соломонова), распространявшемся в Интернете. В нем сообщалось, что с конца октября в Москве на волнах программы «Радиоцерковь» выходила еженедельная передача в прямом эфире, которую совместно готов-ли и вели «епископ» Сергей Ряховский и священник храма «Всех скорбящих Радость» Олег Стеняев. В этом совместном проекте два религиозных деятеля вели разговор о религиозных культах и сектах.
На вопрос корреспондента «Радиоцеркви» к о. Олегу Стеняеву о том, как он, православный священник, известный как борец с сектами, решился вести такую необычную передачу совместно с пятидесятником, он ответил, что, во-первых, он не считает себя борцом против сект. «То, чем я занимаюсь, является обычной миссионерской деятельностью, — заявил он, — это не есть какая-то борьба или перетягивание людей из одной религии в другую. Это, в первую очередь, свидетельство о своей вере. Мы все живем в одной стране, и сейчас, когда нависла угроза реставрации коммунизма в нашей стране, и когда могут прорваться к власти фашиствующие течения, христиане начинают относиться по иному друг к другу. Когда были коммунистические репрессии, на одних и тех же нарах сидели и православные, и католики, и пятидесятники, и баптисты».
Священник Олег добавил, что он придерживается жестких консервативных позиций православия, но это не мешает ему общаться с другими людьми и быть открытым для общения с ними.
В интервью корреспонденту «Радиоцеркви» Председатель Российского Объединенного союза ХВЕ Сергей Ряховский заявил: «В наше непростое время факт того, что православный и протестантский священники вместе говорят людям об общехристианских ценностях и о Христе, является позитивным фактом в некотором сближении двух христианских конфессий».
Эта странная дружба между тоталитарной сектой и православным священником, судя по всему, продолжается и по сей день. В марте 1999 г. священник Олег Стеняев в ответ на приглашение своего друга Алексея Ледяева собрался посетить Ригу и принять участие в неопятидесятническом богослужении. Рижская православная молодежь в преддверии приезда православного священника Олега Стеняева подготовила 30 сребреников, специально разменянных по одному сантиму. Они полетели бы в священника Олега, как только он вышел бы на сцену. Но рижский архиепископ Александр позвонил в Московскую Патриархию и заявил, что не приглашал Стеняева появляться на своей канонической территории. Таким образом поездка не состоялась [3].
«Познайте их по плодам их», — сказал Христос. О многих плодах дружбы священника Стеняева с сектами мы можем догадываться, другие очевидны из написанного выше. И вот еще один плод: руководители неопятидесятнической секты «Новая жизнь» из города Екатеринбурга обратились в местный суд с исковым заявлением против пра
{ 3 comments… read them below or add one }
Да, на ярлыки Вы в статье не поскупились! Во истину все остались в дураках и невеждах (окромя автора и стоящих за ним)/
Так было и так будет… Обличая других (тех, кто не такой как ты), сам выглядишь дюже умным (в своих глазах).
В статье я так и не увидел истинного обличения священника Стеняева в отходе от Священного писания.
Олег Стеняев — с еретиками против ересей
Согласен с Олегом. Статья пропитана некой личной неприязнью к Олегу Стеняеву. Его задача: проповедь. То же самое делал и апостол Павел, общаясь с язычниками (проповедовал им). А иначе как? Пусть все погибают? Тогда какие мы православные?