Название этой книги «Покаяние больше, чем молитва грешника», несомненно, приведет в замешательство некоторых читателей, которые говорят, что люди обретают спасение, помолившись молитвой покаяния. Хотя Библия никогда не говорила этого. Апостол Павел говорил, что спасение — это «покаяние пред Богом и вера в Господа нашего Иисуса Христа» (Деяния 20:21).
Давид Клауд
Покаяние больше чем «молитва грешника»
Оглавление
Первая глава. Ошибочный метод евангелизации произвел изменение доктрины покаяния.
Вторая глава. Библейское покаяниеТретья глава. Небиблейские представления ЕвангелияЧетвертая глава. Приводит ли спасение к изменениям?
Пятая глава. Как избежать ложных исповеданий
Введение
Название этой книги «Покаяние больше, чем молитва грешника» несомненно, приведет в замешательство некоторых читателей, которые говорят, что люди обретают спасение, помолившись молитвой покаяния. Хотя Библия никогда не говорила этого. Апостол Павел говорил, что спасение — это «покаяние пред Богом и вера в Господа нашего Иисуса Христа» (Деяния 20:21). Раскаивающийся грешник, который искренне, перед Богом, произносит молитву покаяния и доверяет в вопросе своего спасения исключительно Иисусу Христу, будет спасен; но не раскаивающийся грешник, который произносит молитву покаяния без веры, имея неискренние побуждающие мотивы, не получит спасения. Только молитва никогда никого не спасала. Мытарь в 18 главе Евангелия от Луки получил спасение, когда молился: «Боже! будь милостив ко мне грешнику», но это вовсе не означает, что эти слова спасли его; на самом деле, будучи обличаем в своем грехе и несостоятельности перед Богом, он смирил себя в покаянии и вере. Если бы другой человек стоял рядом с ним и попытался молиться той же молитвой без покаяния и веры, исходящих из сердца, как мытарь, он не был бы спасен, повторив эту молитву.
Конечно же, я не противник использования «молитвы покаяния» с тем, чтобы помочь людям прийти ко Христу. Хорошо составленная «молитва покаяния» может быть полезным инструментом, чтобы помочь грешнику достигнуть Бога в вере, но нужно признать, что одна молитва покаяния без покаяния и веры, без обличения и спасающей силы Бога в жизни отдельной личности, это всего лишь пустой звук.
Кто-то может спросить: «Но разве в Послании к Римлянам 10:13 не сказано, что «всякий, кто призовет имя Господне, спасется»?» Да, это так, но этот стих не может быть истолкован отдельно вне его контекста. А из контекста следует, что грешники получают спасение, исповедуя своими устами Иисуса Христа и веруя сердцем, что Бог воскресил Его из мертвых (стих 9), «Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (стих 10). Итак, мы видим, что спасение это, прежде всего событие в сердце. Зов, обращенный к Богу, который спасает грешника, должен исходить из кающегося верующего сердца. Без этого грешник может взывать к Богу весь день напролет и не обрести спасения. Иисус описывал таких людей, которые молились, говоря: «Господи, Господи», и которые даже совершали много удивительных дел во имя Его, но которые не получили спасение (Мтф. 7: 21-23). Только молитвы не спасают.
Доктрина о том, что молитва, как таковая, спасает грешников, даже если в их жизни очевидно нет покаяния, это великая ошибка нашего времени. В действительности покаяние это одно из самых небрежно используемых слов в евангелизации. Оно даже редко упоминается в Библейских трактатах, буклетах и учебниках по изучению Библии. И если оно упоминается, то лишь мимоходом. Некоторые авторы даже дают определение покаянию, как всего лишь «переход от неверия к вере». Согласно этому определению, покаяние не предполагает обращения от греха. Грешник якобы должен покаяться только в одном грехе, грехе неверия.
Покаяние, однако, означает гораздо больше. Оно предполагает нечто большее, чем просто переход от неверия к вере. Оно означает больше, чем просто изменение мышления. И это также больше, чем повторение «молитвы покаяния» с тем, чтобы достать билет в Небеса.
Обзор Писания, касающийся покаяния, не оставляет сомнения, что это так, и это в точности то, что мы сделаем во второй главе.
Первая глава. Ошибочный метод евангелизации произвел изменение доктрины покаяния.
Великая ошибка распространилась во многих сферах христианского движения. Я называю ее «легким», «быстрым» или «подтасованным» молитвенизмом. Существует евангелизационная методология, согласно которой людям говорят, что они — христиане, направляющиеся в Небеса, и отмечают это в отчетах, только лишь потому, что они повторили «молитву покаяния», хотя зачастую очевидно, что они не были рождены свыше. Я называю это «молитвенизм», потому что он сконцентрирован на молитве, как на значении спасения. Я называю это «легким молитвенизмом», потому что он обещает людям дом на Небесах без всякого покаяния во грехе. Я называю это «быстрым молитвенизмом», потому что он специализируется на быстром изложении и быстрых решениях и полном отсутствии глубины. Я называю это «подтасованным молитвенизмом», потому что он вводит методы манипулирования людьми в провозглашении веры.
Церкви, принявшие этот небиблейский метод евангелизации, произвели миллионы ошибочных заявлений. Нет ничего необычного в том, что всего лишь около 1% «обращенных» людей демонстрируют подлинное спасение. Существует много церквей, которые могут показать всего лишь горстку новых творений во Христе среди тысяч провозглашенных ими обращенных людей. Что-то крайне неверно в этой картине.
Годами я наблюдал печальные плоды этой технологии: множество ошибочных вероисповеданий, смущение по поводу спасения, безразличие к библейским истинам, агностицизм, безнравственное существование, поношение на Бога. Во многих населенных пунктах по всему миру большая часть населения в процентном отношении произносила молитву покаяния и приняла водное крещение в церквях, практикующих быстрый молитвенизм. Огромная часть из них никогда не была рождена свыше и в настоящее время они почти настроены против библейского спасения. Когда касаешься их безжизненного духовного состояния, они обычно говорят: «Я сделал это»,- имея в виду, что они произнесли молитву и были заверены в том, что обрели вечную жизнь. Поскольку им не было сказано, что Бог требует, чтобы они покаялись в своих грехах, они чувствуют себя комфортно и уверены в том, что у них есть билет в Небеса. Тех, кто наблюдает подобные случаи, заставляют думать, что спасение никак не касается образа жизни отдельной личности.
«Быстрый молитвенизм» достиг своего пика 3 мая 1998 года, когда доктор Хиллз провозгласил, что в его церкви было спасено и крещено больше людей, чем было спасено и крещено в день Пятидесятницы или в какой-либо другой день в истории церкви. Хиллз утверждал, что около 15000 человек получили спасение в этот особый день в их церкви и 5112 человек приняли водное крещение. Если сравнить события в церкви Хиллза с событиями, описанными во второй главе Деяний, то возникают 5 серьезных противоречий. (1) Петр проповедовал умершего, погребенного и воскресшего Христа, тогда как Хиллз проповедовал о Небесах. (2) Петр требовал покаяния, тогда как Хиллз даже не упомянул о покаянии. (3) Спасенные в день Пятидесятницы присоединились к церкви, тогда как тем, кто молился у Хиллза не было позволено присоединиться к церкви. (4) Единственной «методологией», использованной в день Пятидесятницы, была молитва, проповедь Слова Божьего, личное свидетельство и сверхъестественная сила Святого Духа, тогда как Хиллз использовал множество средств, придуманных людьми, чтобы привлечь народ на свои собрания и подвести людей к принятию «решения», а затем и к принятию водного крещения. (5) Те, кто получили спасение в день Пятидесятницы, «постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и в молитвах», тогда как очень немногие из тех, кто молился у Хиллза проявили такие очевидные свидетельства своего спасения.
Я верю, что это чувственность или плотская природа допускает «быстрому молитвенизму» доминировать в церковных евангелизационных программах. Почему следуют методологии, которая производит пустые массовые вероисповедания? Почему сообщают о пустых молитвах, как о спасении? Почему не допускается, чтобы многие люди размышляли об истинном спасении? Я верю, что ответ зачастую кроется в чувственности или плотской природе руководства. Гордыня (использование возрастающего числа людей, поклоняющихся им) и возвеличивание человека (следование за человеком с репутацией больше, чем за Богом и Его Словом, и позволение людей возвеличивать их больше, чем это допускается Писанием и нормами приличия) производят в результате плотскую природу церкви.
Изменение доктрины покаяния
Широко распространенное принятие «быстрого молитвенизма» привело в результате к изменению доктрины покаяния. Одна из ошибок метода евангелизации, производящего большое число пустых вероисповеданий, это недостаток проповедования и требования библейского покаяния или переопределение покаяния, как простое изменение мышления без необходимости в результате изменить образ жизни. Рассмотрим следующие примеры этого изменения в определении покаяния: «Из-за чего гнев Божий пребывает на человеке? Из- за неверия! Значит, в чем должен человек покаяться, чтобы спастись? Он должен покаяться в том, что делает его потерянным. Поскольку «неверие» делает его потерянным, значит, вера делает его спасенным. Таким образом, покаяние это обращение от того, что удерживает его от спасения, к тому, что спасает его. И поэтому, есть покаяние, ведущее от неверия к вере. Это просто смена направления. Это означает поворот. Ты шел прочь от веры, и ты решаешь повернуться и верить. Ты меняешь направление; ты меняешь свое мышление. Привлекая свою волю, ты начинаешь верить и полагаешься на Христа, который спасает тебя. Чтобы поверить, ты должен покаяться в неверии. Вот в чем должен быть скорректирован потерянный человек». (Доктор Джек Хиллз «Противники завоевания душ», 1993).
«10446 исповеданий веры в 1995 году… Покаяние это не доктрина. Слово «покаяться» даже не найдено в книге Иоанна. Очевидно Бог предполагает, что «покаяние» это часть «уверования»… Покаяние это не обращение от ваших грехов… Покаяние это изменение мышления от неверия к вере во Христа» (Боб Грей, «Слово от пастора», Ловец душ, январь 1996, Храм баптистов в Лонгвью, Лонгвью, Техас).
«Особое внимание, уделяемое покаянию, производит смущение среди молодых и зрелых проповедников. Это становится источником разочарования для завоевателей душ… У меня есть два выбора. Я могу последовать за теми, кто облачается в свои доспехи завоевателя душ и несет Новый Завет, или я могу последовать за теми, кто критикует тех, кто приводит людей ко Христу. Пусть критики покаются и пусть завоеватели душ почувствуют, что мы — в одной команде» (Брент Нил, «Является ли покаяние атакой на Завоевание душ?») The Baptist Contender, июнь 1996 г.)
«Многие ошибочные условия спасения (включают) водное крещение и покаяние» (Доктор Фрэд Эфман, «Путь спасения», курс Воскресной школы, Баптистская Церковь в Хайлендпарк, Chattanooga, Теннеси, май 1996 г., процитировано из книги Криса Макнейли «Великое упущение», стр25,26; доктор Эфман является учителем в Храме в Теннеси).
«Когда кто-то говорит: покайся в грехах или ты не спасен, что они этим имеют ввиду?… на самом деле покаяние в истинном смысле этого слова означает обратиться от состояния неверия и стать верующим» (Толберт Мур «Покаяние и Господство спасения», Проповедник Евангелия, сентябрь 1996 г.)
«Проблема и неразбериха заключаются не в проповедовании покаяния, но в неправильном определении значения слова. Например, сказать, что покаяние означает обращение от греха, или сказать, что покаяние это изменение мышления, ведущее к изменению поступков, значит дать неправильное определение значению слова» (Куртис Хатсон, Покаяние: чему учит Библия? Меч Господа, 1986 г., стр. 16).
Я верю, что изложенные выше утверждения содержат серьезную ошибку. Я не верю, что это незначительный вопрос. Говорить, что покаяние не предполагает обращение от греха, отрицать, что это изменение мышления, которое в результате ведет к изменению в жизни, и провозглашать, что покаяние не должно быть проповедуемо, это ложное учение.
Я убежден, что это изменение доктрины покаяния просто является оправданием небиблейской методологии, которая вышла на поверхность за последние два десятилетия.
Изменение евангелизационной методологии ведет к изменению доктрины
Джек Хиллз говорит, что покаяние, в традиционном определении (как изменение мышления относительно Бога и греха, настолько радикальное, что в результате приводит к изменению жизни), является одним из врагов завоевания души. Он дает свое определение покаянию, как простому переходу от неверия к вере. Позднее Куртис Хатсон, возложивший на себя издательство издания «Меч Господа» после смерти его основателя, Джона Р. Раиса, смело заявил, что покаяние — это не обращение от греха и не изменение мышления, которое ведет к изменению поступков.
Оба этих человека имели огромное влияние на концепцию основной части баптистов относительно покаяния. Большинство других людей, изменивших традиционное библейское определение покаяния, сделали это, под действием «авторитета» этих двух человек.
Я верю, что изменив доктрину покаяния и назвав прежнюю доктрину покаяния «противником завоевания души», Доктор Хиллз подтверждает тот факт, что библейское понимание покаяния выходит за пределы его методологии
Прежняя доктрина покаяния не является противником библейского завоевания души, но она -противник завоевания души тем путем, каким это делает Хиллз.
Традиционное библейское понимание покаяния не позволяет человеку провозглашать, что тысячи грешников спасены, когда у большинства из них нет никаких признаков возрождения. Традиционное библейское понимание покаяния не позволяет человеку считать спасением простое повторение «молитвы покаяния». Одно дело сказать, что 100 или 1000 человек повторили молитву, но совершенно другое — сказать, что эти люди спасены, если только не существует каких-либо признаков того, что они рождены свыше. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Коринфянам 5:17).
Некоторые читатели могут подумать: «Конечно, брат Клауд, провозглашать, что люди спасены, если они просто повторили «молитву покаяния» без явных признаков возрождения неверно, но был ли кто-нибудь, кто делал бы подобные заявления?» Ответ очевиден, существует большое количество людей, провозглашающих это. Несколько лет назад я обсуждал доктрину покаяния с миссионером в другой стране. Он сказал мне, что через их служение по завоеванию душ многие люди были спасены, но когда я расспросил его об их собраниях, он объяснил, что на их служения собирается лишь небольшое количество людей, и признал, что большинство тех людей, которые были «спасены», не посещают собрания. Я поставил под сомнение его провозглашение о том, что люди были на самом деле спасены. Я сказал: «Как вы можете говорить, что они спасены, когда в их жизни нет никаких признаков этого?» Он очень рассердился на меня и строго сказал, что у меня нет права осуждать спасение людей, которые исповедали свою веру через его служение. Этот человек посещал пасторскую школу Хиллза всего за несколько недель до нашей встречи; он сказал, что основной темой того года было покаяние!
Мысль о том, что ты не можешь говорить о чьем-либо спасении, это небиблейский нонсенс. Конечно, может случиться так, что человек проявляет ложные признаки спасения и обманывает тех, кто наблюдает за ним, как поступил Иуда по отношению к остальным Апостолам; но с другой стороны, если кто-то истинно обрел спасение, то в его или ее жизни определенно будут доказательства этого. Вероисповедание и обретение спасения это не одно и тоже. «Они говорят, что знают Бога; а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и неспособны ни к какому доброму делу». (Титу 1:16)
Вторая глава. Библейское покаяние
У любого евангелиста будут мнимые новообращенные. Так было у апостолов (Деяния 8:20-21). Однако где-то есть очень серьезная ошибка, когда всего лишь мизерный процент чьих-нибудь новообращенных проявляет какие-либо признаки спасения. Хотелось бы думать, что это побудит человека переосмыслить свою методологию. Однако я нахожу, что многие довольствуются тем, что отмечают множество пустых вероисповеданий год за годом; и вместо того, чтобы приветствовать библейскую переэкзаменовку их евангелизационных программ, они очень сильно обижаются, когда кто-нибудь ставит под сомнение невероятные размеры плодов их деятельности. Они скорее набросятся на этого человека и объявят его противником завоевания душ или провозгласят, что он проповедует «спасение по делам», внесут его в «черный список», попытаются смешать его с грязью и т.д., чем обратятся к фактам из Слова Божьего.
Библейское покаяние, о котором проповедовали Иоанн Креститель, Господь Иисус Христос и Апостолы, включает в себя ИЗМЕНЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ О БОГЕ И ГРЕХЕ, КОТОРОЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗМЕНЯЕТ ЖИЗНЬ. Заметьте следующий итог проповеди Павла: «Но сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедывал, ЧТОБ ОНИ ПОКАЯЛИСЬ И ОБРАТИЛИСЬ К БОГУ, ДЕЛАЯ ДЕЛА, ДОСТОЙНЫЕ ПОКАЯНИЯ». (Деяния 26:20) Очевидно, что покаяние тесно и неотъемлемо связано с изменением образа жизни. Евангелие, проповедованное Петром в День Пятидесятницы и Павлом после Пятидесятницы, требовало покаяния и определяло его, как сознательное обращение к Богу от злых дел. Павел суммирует содержание Евангелия, как «покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» (Деяния 20:21). Евангелие требует, чтобы грешник покаялся перед Богом и уверовал в умершего, погребенного и воскресшего Иисуса Христа. Библейское покаяние — это изменение мышления по отношению к Богу и ко греху, которое в результате ведет к изменению в жизни. Сказать, что оно не имеет никакого отношения ко греху — это значит отбросить Библию и девятнадцать веков проповедования, основанного на Библейских истинах.
Покаяние, проповедованное библейскими проповедниками
Те, кто не проповедует о покаянии, или пренебрегают им, или провозглашают, что это то же, что и вера, или дают ему другое определение, как не имеющему никакого отношения ко греху, не следуют Библейскому образцу евангелизации. Они являются последователями программы, созданной человеком. Основная линия заключается в том, что Библейские проповедники провозглашали покаяние. Если вера — это то же, что и покаяние, то в этом нет смысла. Те, кто следуют Библии, будут проповедовать покаяние и поэтому будут требовать внешних признаков.
Покаяние, проповедованное Иоанном Крестителем
«В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исайя: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих; а пищею его были акриды и дикий мед. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния, и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму; уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Матфея 3:1-10).
Покаяние, проповедованное Иисусом Христом
«С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матфея 4:17).
«Пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Матфея 9:13).
«Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись. Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись» (Матфея 11:20-21).
«Иисус же сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете» (Луки 13:2-5).
«Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии… Так, говорю вам, бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Луки 15:7,10)
«И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему» (Луки 24:46-48).
Цель Христа по отношению к человеку заключалась не в том, чтобы просто повести его в молитве покаяния, но чтобы привести его к покаянию и истинному спасению. Он описал спасение с точки зрения прихода к покаянию.
Покаяние, проповедованное учениками Господа
«Они пошли и проповедывали покаяние» (Марка 6:12).
Покаяние, проповедованное Петром
«Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа» (Деяния 2:38).
«Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладить грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа» (Деяния 3:19-20).
«Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов» (Деяния 5:31).
«Итак покайся в сем грехе твоем и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысл сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды» (Деяния 8:22-23).
Покаяние, проповедованное Павлом
«Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» (Деяния 17:30).
«Как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам, возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» (Деяния 20:20-21).
«Но сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедывал, чтоб они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния» (Деяния 26:20).
Библия говорит, что Бог «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петра 3:9). В Библии нет примера людей, которые были бы спасены, не имея признаков изменения, произошедшего в их жизнях. Апостол Павел, делая обзор своего служения перед царем Агриппой, заметил, что он пришел проповедовать Иудеям и язычникам, чтобы «они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния» (Деяния 26:20). Это в точности то, о чем мы проповедуем сегодня.
Каким не является библейское покаяние
Покаяние — это не простое преобразование человека
Человек имеет способность преобразовывать свою жизнь в зависимости от чувств. Нет ничего необычного в том, что люди, у которых возникли проблемы, изменяют свои пути, следуя чувствам. Алкоголики прекращают пить; те, кто избивал своих жен, отказываются от своей жестокости; воры становятся честными гражданами; проститутки отвращаются от позорной жизни. Это само по себе не есть библейское покаяние.
Прежде всего, преобразование сфокусировано на человеке и на этом мире, в то время как покаяние сфокусировано на Боге и вечности. Взгляд человека, который просто преобразуется, обращен на людей, которых он обидел или которым причинил вред, и на последствия своих поступков в его настоящей жизни. С другой стороны Евангелие призывает к «покаянию пред Богом…» (Деяния 20:21). Покаяние блудного сына было продемонстрировано через изменение его отношения, как к Богу, так и к его родному отцу. «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я СОГРЕШИЛ ПРОТИВ НЕБА и пред тобою» (Луки 15:18).
Более того, преобразование сфокусировано на проблеме, в то время как покаяние сфокусировано на грехе. Человек, преобразующий свою жизнь, рассматривает свои поступки, как проблемы и ошибки, но не как нечестивые грехи против святого Бога. С Другой стороны, те, кто раскаиваются, исповедуют, что они СОГРЕШИЛИ против Бога. Они не относятся легкомысленно к своим грехам.
Вот почему так важно, чтобы людям было сказано, что представляет собой грех согласно Библии. Не достаточно сказать людям, что они согрешили, потому что грешник по природе своей не рассматривает себя, как подлинного нечестивца. Он признает, что у него есть ошибки, проблемы, слабости, недостаточная самооценка и т.д., но это не равносильно тому, чтобы признать, что он нечестивец и погибающий грешник перед Богом.
Покаяние — это не исповедь
Во многих католических Библиях слово «покаяние» переведено как «исповедь» в соответствии с католической теологией, которая заменяет библейское покаяние ритуальным долгом. Исповедь — это католический ритуал (обряд), во время которого священник отпускает грехи исповедующегося, «совершенные им после водного крещения», на основании его исповедания и добрых дел. Четыре составляющие исповеди — это признание (исповедание), раскаяние, отпущение и искупление (епитимья). Епитимья — это исполнение различных обязанностей, предписанных священником, таких как, например молитва с четками. Епитимья по определению авторитетного Католического Словаря Эддиса и Арнольда — это «оплата временного наказания, назначенного за грех, через добрые дела, которые в качестве взыскания налагаются исповедником». Это — не библейское покаяние. Бог не повелевает грешникам идти к священникам за прощением. Им не было сказано исповедывать свои грехи перед священником или делать добрые дела в надежде, что тем самым они получат прощение грехов. Все элементы католической исповеди не соответствуют Писанию.
Покаяние — это не просто раскаяние в неправильных поступках
Библия говорит нам, что люди могут раскаиваться в своих поступках без истинного покаяния, ведущего ко спасению. Это описано, как «печаль мирская» во 2 Коринфянам 7:10. И в Ветхом и в Новом заветах содержатся показательные примеры этого. Лучший пример Ветхого Завета — это царь Саул. Он сожалел о том, что был уличен в различных грешных поступках, но он не продемонстрировал покаяние, потому что его поведение не изменилось (1 Царств 15:24; 24:17; 26:21). Иуда -страшный пример Нового Завета, пример человека, который был полон раскаяния, но не покаялся перед Богом (Матфея 27:3-4). Подобно преобразованию раскаяние сконцентрировано на человеке больше, чем на Боге. Те, кто совершает покаяние, изменяют свое представление об отношениях с Богом, что в результате изменяет их образ жизни. Иуда раскаялся в своих поступках, но не обратился к Богу.
Покаяние — это не просто исповедание или признание греха
Покаяние — это также не просто признание греха. Фараон сделал это, но он не покаялся перед Богом и его действия не изменились (Исход 9:27). Исполняя служение в окружной тюрьме в течение нескольких лет, я видел многих мужчин и женщин, которые признавали, что они согрешили, но большинство из них не совершили покаяние перед Богом и не проявили веру в Господа Иисуса Христа.
Пастор Джек Хиллз из Первой Баптистской Церкви, Хаммонд, Индиана, являющийся влиятельным независимым баптистским проповедником, определяет покаяние, как поворот от неверия к вере. Он заявил об этом в 1993 году в своей книге «Противники завоевания души». Одна из глав этой книги называется «Неправильно истолкованное покаяние: противник завоевания душ». Он строит свою доктрину покаяния в большой степени на человеческих рассуждениях: поскольку неверие — это единственный грех, из-за которого человек попадает в ад (так заявляет он), поэтому неверие — это единственный грех, в котором необходимо покаяться. Это звучит убедительно, но все дело в том, что это противоречит ясным примерам и учению Слова Божьего. Библейское покаяние, проповедованное Иоанном Крестителем, Господом Иисусом Христом и Его апостолами, включает в себя изменение представления О БОГЕ И О ГРЕХЕ. Отметим следующее заключение евангелизационной проповеди Павла: «Но сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедывал, чтоб они покаялись и обратились к Богу, ДЕЛАЯ ДЕЛА, ДОСТОЙНЫЕ ПОКАЯНИЯ» (Деяния 26:20). Евангелие, проповедованное Петром в День Пятидесятницы и Павлом после Пятидесятницы, требовало покаяния и определяло его, как обращение к Богу от злых дел. Библейское покаяние — это изменение представления (мышления) о Боге и грехе, которое ведет к изменению жизни. Сказать, что покаяние не имеет ничего общего с отношением отдельного человека ко греху, значит отбросить 19 столетий христианской проповеди.
Покаяние — это не простое изменение мышления отдельного человека
Еще один человек, который широко распространил доктрину покаяния, которой придерживаются независимые баптисты, это Куртис Хатсон, основатель и редактор издания Меч Господа. Его буклет «Покаяние: чему учит Библия?», изданный в 1986 году, был широко распространен. Хатсон смело отверг то, что покаяние означает обращение от греха (стр.4). Он отверг то, что покаяние — это сожаление о грехе (стр.8). Он даже отверг то, что покаяние означает «изменение мышления, ведущее к изменению поведения» (стр. 16). Он заявил, что покаяние — это просто «изменение мышление отдельного человека» и что оно не обязательно в результате ведет к изменению жизни. В попытке выстроить свою доктрину покаяния Куртис Хатсон цитирует места Писания, которые, казалось бы, подтверждают его позицию, но вместе с тем, он игнорирует многочисленные места Писания, которые опровергают его позицию. Подобно своему предшественнику Джону Р. Раису он неточно цитирует написанное людьми. Также он очень сильно примешивает человеческие рассуждения. Например, он утверждает, что покаяние не может означать обращение от греха, потому что человек не может оставить все грехи. Это подобно дымовой завесе, потому что никто не определял покаяние, как обращение от всех грехов. Историческое определение покаяния, в приложении ко спасению, это изменение представления о Боге и о грехе, которое в результате ведет к изменению жизни. Покаяние это не обращение от всех грехов в смысле обретения некоторого безгрешного совершенства; это изменение мышления относительно греха, вследствие чего грешник более не намерен ходить в бунте против Бога. Доктор Хатсон далее рассуждает о том, что покаяние, включающее обращение от греха, это спасение делами. Это нонсенс. Фессалоникийцы обратились от греха идолопоклонства (1 Фессалоникийцам 1:9). Очевидно, это не означает, что они думали, что этими делами они частично заслужили свое спасение. Тот факт, что Бог требует, чтобы мы обратились от грехов, не означает, что спасение мы получаем по делам. Мы знаем, что дела — это плоды истинного спасения, но не его причины. Покаяние, определенное как обращение к Богу от грехов, не является спасением по делам, как ложно заявил доктор Хатсон. Это послушный отклик грешника на обличение Святого Духа (Иоанна 16:8). Все рассуждения доктора Хатсона о покаянии не основаны на Писании.
Покаяние — это не просто то же самое, что и уверование
Доктор Двайт Пентакост — один из тех, кто определяет покаяние, как простое уверование во Христа. «Покаяние это не предпосылка к спасению; поскольку если требуется покаяние, тогда спасение, по крайней мере, частично основывается на делах… На основании Слова Божьего мы предполагаем, что покаяние включается в уверование. Оно не является отдельным актом, обусловливающим спасение, но скорее оно включается в акт уверования» (Пентакост, Факты, которые становятся здравыми доктринами, 1965 г., стр. 70,71). Для многих людей это звучит правильно, но это неверно. Во-первых, что касается покаяния, как спасения по делам, то это бессмыслица. Сказать, что покаяние в результате ведет к определенным делам (поступкам), это не то же, что сказать, что покаяние это дела. Спасающая вера также производит (влечет за собой) дела, но это не равносильно тому, что спасающая вера это дела. Фактически покаяние настолько далеко отдел, потому что это есть дар Божьей благодати. «Выслушавши это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (Деяния 11:18).
В ответ на утверждение о том, что покаяние — это то же, что и вера, я задам следующие вопросы: (1) Если покаяние и вера это одно и то же, тогда почему в Библии настолько очевидны различия между ними? «Возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» (Деяния 20:21). В действительности, покаяние и вера — два разных действия, хотя он тесно связаны и не могут при необходимости быть разделены во времени. Покаяние это значит признать грех и бунт человека против Бога и изменить его представления о грехах против Бога. Вера это значит довериться совершенной деятельности Христа для прощения. Покаяние и вера — это два аспекта ответа человека на Божье предложение спасения. (2) Если покаяние и вера это одно и то же, тогда почему все проповедники Нового Завета провозглашали покаяние? Выдвигалось много аргументов, чтобы оправдать то, что покаяние не проповедуется, но суть в том, что Библейские проповедники провозглашали покаяние. Если покаяние полностью включается в уверование, почему Господь Иисус проповедовал: «но если не покаетесь, все также погибнете» (Лука 13:3)? Почему Петр проповедовал: «Итак покайтесь и обратитесь» (Деяния 3:19)? Почему Павел проповедовал: «Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» (Деяния 17:30)? Или «чтоб они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния» (Деяния 26:20)? (3) Если покаяние и вера это одно и то же, почему Господь Иисус Христос сказал, что покаяние это часть Великого Поручения? «И проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лука 24:47). Ответ заключается в том, что нужно проповедовать о покаянии, нужно проповедовать и о вере. Несмотря на то, что эти доктрины неразрывно связаны, они не являются одним и тем же. Библейское спасение включает в себя и то и другое: «покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» (Деяния 20:21). Это то, о чем проповедовали апостолы Господа, а они — наши единственные безошибочные проводники. Те, кто заявляет, что о покаянии не нужно проповедовать, или что покаяние это в точности то же, что и вера, отрицают ясное учение Слова Божьего.
Библейское определение покаяния
В следующем изучении мы проверим все отрывки из Библии, касающиеся покаяния перед Богом. Наше изучение — это расширенное изучение, проведенное Брюсом Лэкки. Согласно следующим стихам, покаяние • это сверхъестественная деятельность Бога, отвечая на которую грешник, обличаемый Святым Духом в бунте против Бога, обращается к Богу от своих грешных путей и обретает веру в Иисуса Христа для своего спасения. Библейские примеры покаяния ясно показывают изменения в поведении людей. Изменение само по себе не спасает нас от греха, но ОНО ЕСТЬ видимый плод Библейского спасения.
Исход 13:17: «Когда же фараон отпустил народ, Бог не повел его по дороге земли Филистимской, потому что она близка; ибо сказал Бог: чтобы не раскаялся (в английском варианте «чтобы не покаялся») народ, увидев войну, и не возвратился в Египет».
Бог знал, что покаяние части израильского народа в результате приведет к изменению их поступко